Интерьер домашней мастерской. Домашняя мастерская – оптимизация пространства и удобное хранение инструментов

Предисловие

Только в мастерской умелец сможет полноценно заниматься благоустройством дома и реализацией технических идей. Для этого в ней надо создать комфортные условия и установить нужное оборудование.

Даже самая маленькая домашняя мастерская требует определенного пространства – минимум 3–5 м 2 площади. Идеальный вариант, когда она располагается в отдельном помещении. Последнее обусловлено не только более высоким уровнем комфорта творческого процесса, когда никто и ничто не отвлекает, но и тем, что некоторые станки или иное оборудование, которое устанавливают в мастерской, сильно пылят и шумят.

Редко удается создать выше указанные условия и обустроить домашнюю мастерскую в квартире. Зато подбор приемлемого места для нее на территории частного участка или коттеджа не вызовет практически никаких проблем. В доме под мастерскую можно отвести часть чердака, цокольного этажа, гаража, кладовой , а при достаточном количестве комнат – одно отдельное помещение. Желательно, чтобы в этом случае занимаемая площадь составляла не менее 6,5 м 2 .

Можно также построить специальное сооружение или сделать пристройку к коттеджу, как на фото. В этом случае рекомендуемые размеры помещения под мастерскую: минимальные длина и ширина соответственно – 4,2 м и 2,4 м; максимальная высота – 2,2 м.

Выбирая место или проектируя будущую постройку под мастерскую, сначала необходимо определиться:

  • с видом работ, которые будут в ней выполняться;
  • с основным оборудованием и инструментом, которые потребуется в ней установить: верстак, шкафчики, станки и тому подобное.

Затем следует просчитать, какая площадь потребуется для размещения оборудования и проведения тех или иных работ. Чтобы избежать ошибок в расчетах, рекомендуется набросать схему расстановки верстаков, шкафов, станков и так далее. При ее составлении следует учитывать зазоры и пространство между оборудованием, которые необходимы для свободного проведения работ и перемещения инструментов. Более простой и грубый подсчет состоит в умножении суммарной площади, требуемой для оборудования, на коэффициент 1,5–2.

При определении площади мастерской важно также продумать, где и как будут храниться различные материалы (доски, заготовки, крепеж и так далее). Если непосредственно в мастерской, то к рабочей зоне прибавляют необходимое для складирования пространство. Выбирая место или возводя своими руками отдельное строение под мастерскую, следует помнить, что помещение для нее должно быть сухим, теплым и комфортным наравне с жилыми комнатами . Только в этом случае работа в ней станет максимально плодотворной и будет приносить удовольствие.

Обустраивая своими руками рабочую зону (как на фото) в сарае, неотапливаемом чердаке, гараже или на балконе, следует позаботиться о ее обогреве. Наиболее простой вариант – установка электрического обогревателя: тепловентилятора, конвектора или масляного радиатора. Однако эти приборы не способны обеспечить поддержание постоянного микроклимата и потребляют много электрической энергии. Поэтому есть смысл сделать своими руками утепление и влагоизоляцию помещения.

В частном коттедже для обогрева пристройки, отдельного строения или помещения под мастерскую можно подключиться к домашней отопительной системе. При обустройстве домашней мастерской своими руками важно продумать создание качественного освещения. Оно будет влиять не только на удобство проведения работ, но и на их безопасность. Больше всего должны быть освещены рабочие зоны. При этом предпочтение следует отдавать рассеянным источникам света, не дающим резких теней, дабы не искажалось восприятие пропорций и размеров.

Также необходимо заранее подсчитать примерную суммарную мощность потребления всех приборов и устройств мастерской (включая станки, обогреватели, вентиляторы и освещение), чтобы не перегрузить существующую проводку или правильно выбрать подводящие кабели и провода нужного сечения при прокладке своими руками новой разводки. Домашняя мастерская должна хорошо проветриваться, а для проведения некоторых видов работ иметь принудительную вентиляцию и/или вытяжку. Для снижения за пределами мастерской создаваемого во время работ шума необходимо сделать звукоизоляцию выбранного под нее помещения.

Чтобы не допустить образования чрезмерной запыленности, нужно оборудовать мастерскую мощным пылесосом, желательно специально предназначенным для ремонтных работ. Для уборки мусора и пыли с поверхностей понадобится ветошь. Для сбора различного твердого и острого мусора (гнутых деталей и гвоздей, осколков стекла, пустых банок и тому подобного) следует предусмотреть наличие металлического ведра.

Очень важно в мастерской предусмотреть меры по обеспечению безопасности проведения работ. В помещении для нее не должно быть открытых источников огня и устройств, которые могут привести к их образованию (электрокамина и прочих). В мастерской должен быть огнетушитель, потому что во время некоторых работ возникает разбрызгивание, искрение раскаленного металла, которые могут стать причиной возгорания. Кроме огнетушителя, можно приобрести специальное одеяло или брезент для тушения.

Главное оборудование любой домашней мастерской – верстак. Он бывает столярный или слесарный. Первый больше ориентирован для работ с деревом, второй – с металлом. Если иметь дело придется с обоими материалами, то, скорее всего, понадобится 2 стола. В любом случае следует учитывать, что у слесарного верстака размеры меньше, чем у столярного. Его ширина обычно составляет 0,5–1 м при длине 1–1,5 м.

У столярного верстака ширина чуть меньше, но длина может достигать 2,5 м. Высота обоих рабочих столов подбирается по росту мастера. Когда она недостаточна, сооружают своими руками небольшой фундамент. Если этого не сделать, то во время работы будет быстро наступать утомляемость – в лучшем случае. А в худшем – неправильная высота верстака может послужить причиной получения серьезных травм.

Столярный верстак при желании можно сделать самому (например таким, как на фото). При этом обязательно от стола надо добиться устойчивости и массивности (не менее 100 кг).

В случае необходимости верстак дополнительно фиксируют к полу. Толщина его крышки должна быть не меньше 40–100 мм. Важным оснащением любого верстака являются тиски. Желательно, чтобы их было несколько: с различной величиной развода прижимающих губок и разных размеров. В дополнение к верстаку надо предусмотреть мощный табурет. Если площадь мастерской мала, то вместо верстака можно установить верстачную доску.

Во время работы за верстаком в поле досягаемости должны находиться инструменты, которые нужны чаще всего. Лучше всего их разместить на полочках сбоку или сверху от стола, как на фото. Для редко используемой оснастки и приспособлений следует установить специальные ящики и/или шкафчики. В них также можно хранить различные расходные материалы: клей, растворитель, шурупы и прочее.

В мастерской может дополнительно понадобиться ручной электроинструмент и иное оборудование. При подборе станков следует учитывать, что некоторые из них могут выполнять ряд функций ручных устройств. Помня об этом, можно избежать загромождения мастерской лишним оборудованием и приспособлениями. Подбирая станки и инструмент, следует брать бытовые модели, работающие от обычной сети 220 В.

Набор может достаточно широко варьироваться. В любом случае существует минимально требуемый комплект, включающий молотки, отвертки, пассатижи, кусачки, измерительные инструменты и так далее. Обязательно должен быть штангенциркуль – только с его помощью можно точно измерить диаметр сверл, глубину отверстий или пазов, толщину заготовок и многое другое.

Главный секрет — покупайте только то, что действительно необходимо, и не тратьте деньги на дорогие безделушки. Присмотритесь к профессиональным мастерским, в которых каждый инструмент оправдывает свою цену. Подумайте, как можно добиться таких же результатов и как получить максимальную отдачу от каждой вложенной копейки, не жертвуя качеством.

НАЧНИТЕ С ГЛАВНОГО

Есть разные мнения о том, какие станки и инструменты для мастерской следует приобретать в первую очередь. Вот как мы расставили эти приоритеты. В список включены станки, электроинструменты и другое оборудование. (Подразумевается, что у вас уже есть самое необходимое, например, шуруповерт, электролобзик и пылесос.)

Первым делом — пильным станок

Эта универсальная машина является сердцем в большинстве столярных мастерских. С ее помощью можно пилить вдоль и поперек, выпиливать пазы, шпунты и шипы, а также делать многое другое. Так как это будет ваш главный станок, не следует быть слишком скупым. Избегайте покупки настольных моделей из низшей ценовой категории, которым часто не хватает точности и мощности.

Обратите внимание на простые станки с открытой подставкой или настольные стоимостью $300-500. У них достаточно мощности, они более точны, и с ними вы сможете использовать различные приспособления.

Подняв планку выше, можно стать владельцем еще более мощного и точного пильного станка с закрытой подставкой начального уровня или (за те же деньги) отличной пилы с открытой подставкой, мощным электродвигателем и 50-дюймовым продольным упором. Любой из этих станков может остаться единственным на всю жизнь. Хороший продольный упор всегда оправдывает свою цену, поэтому к его выбору следует подходить внимательно и не слишком скупиться. Определяя в своем бюджете расходные статьи на приобретение пильного станка, не забудьте добавить средства для покупки высококачественного комбинированного пильного диска с 40-60 твердосплавными зубьями, чтобы избежать многочисленных сколов и прижогов на древесине.

Купив пильный станок, используйте одно из его боковых крыльев в качестве фрезерного стола, установив монтажную пластину. Так можно избежать лишних затрат на отдельное основание и сэкономить ценное место на полу мастерской. Вы также сможете поочередно пользоваться одним и тем же продольным упором при работе с пильным диском и фрезами.

Фрезер со сменными подошвами играет любые роли

Фрезер, несомненно, является одним из самых универсальных электроинструментов в столярной мастерской. А сегодня за те же деньги вы можете иметь намного больше фрезеров, чем раньше.

Сама по себе фрезерная машина бесполезна, однако, вы можете покупать фрезы большими наборами, что позволит существенно сэкономить средства. Когда несколько фрез в дешевом наборе выработают свой ресурс, их можно приобрести по отдельности, заменив более качественными, которые прослужат дольше.

Имеет смысл приобрести фрезер с несколькими сменными базами -фиксированной, погружной и, в некоторых случаях, со скобовидной рукояткой. Установите одну базу в стол, а другие используйте для фрезерования в ручном режиме. Добавьте большой и недорогой набор фрез, и можно начинать работать.

Большую часть измерений и разметки можно выполнить с помощью рулетки, комбинированного угольника, стальной линейки, циркуля и механического карандаша. Для более сложной работы потребуются малка, цифровой штангенциркуль, транспортир и чертежный угольник.

Инструменты для измерений и разметки

Точность обработки напрямую зависит от точности разметки, поэтому следует обязательно приобрести несколько основных измерительных и разметочных инструментов, выбрав самые качественные. Существует множество хитроумных приспособлений, но не нужно обращать на них внимание. Достаточно лишь нескольких основных, которые показаны на правое фото вверху.

Непременно нужна рабочая поверхность

Верстак должен быть ровным, устойчивым и прочным. Вы можете сделать его сами, добавив покупные тиски и верстачные упоры для удобного зажима деталей.

Теперь, когда вы можете превратить доски в детали вашего проекта, требуется место для работы с ними. Массивный столярный верстак будет идеальным рабочим столом, но многое можете делать и с небольшим складным верстаком, дверью, уложенной на пильные козлы, или простым самодельным верстачком, показанным на фото вверху.

Без хороших струбцин не обойтись

Столяры часто говорят, что струбцин много не бывает, но для начала достаточно лишь нескольких. Реечные и трубные струбцины считаются чемпионами по универсальности, и они особенно полезны при склейке щитов. Купите полдюжины головок для трубных струбцин, несколько отрезков труб с резьбой на обоих концах и соединительные муфты. Тогда вы сможете всегда иметь под рукой струбцины любой длины. Быстродействующие одноручные струбцины очень удобны, поэтому полезно иметь хотя бы несколько штук с шириной зева 300-600 мм. Со временем, когда позволят средства, пополните свой арсенал новыми струбцинами.

Подошва эксцентриковой шлифмашины вращается и совершает колебательные орбитальные движения, из-за которых отдельные риски сливаются в сплошной узор, перекрывающий всю поверхность.

Не забудьте про шлифовку

Если вы можете позволить себе приобретение только одной шлифмашины, пусть это будет шлифмашина эксцентрикового типа. С грубыми дисками она агрессивно удаляет материал с поверхности, а с мелкозернистыми позволит получить гладкое основание для отделки.

Сверлильный станок должен стать следующим в списке

Современные электродрели поражают мощностью и удобством, но для максимальной точности и аккуратности необходим сверлильный станок. В 90% случаев достаточно относительно недорогой настольной модели, что позволит сэкономить более $100 по сравнению с большим напольным станком. На сэкономленные средства купите наборы спиральных сверл, сверл Форстнера и несколько шлифовальных барабанов. Кроме того, можно использовать долбежную насадку для выборки гнезд, которая крепится болтами на шейке пиноли.

Некоторым может потребоваться строгальный станок

Даже если вы не используете все преимущества строгального станка, он поможет быстро подготовить грубые доски для дальнейшей обработки и получить идеально прямые кромки для склейки.

Если часто приходится иметь дело с грубыми досками, стоит задуматься о покупке строгально-фуговального станка. Возможно, в других случаях вас удовлетворит возможность фугования кромок с помощью фрезера. Однако строгальные станки не относятся к слишком дорогим машинам.

С его помощью можно удалять прижоги от пильного диска, идеально фуговать кромки досок для склейки щитов, а некоторые модели позволяют выбирать фальцы. Важнее всего, что строгально-фуговальный станок является единственной машиной, способной идеально выровнять пласть доски.

ЕЩЕ ОСТАЛИСЬ ДЕНЬГИ? ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТИХ ПОКУПКАХ

С оборудованием, перечисленным на предыдущих страницах, а также с электролобзиком и дрелью вы сумеете изготовить большую часть проектов. Однако со временем вам может потребоваться еще пара машин.

Внесите в дополнительный список рейсмусовый станок

Он поможет сэкономить на покупке пиломатериалов, так как вы будете сами обрабатывать грубые доски до требуемой толщины. Кроме того, можно получать заготовки нестандартного сечения, которые невозможно найти в продаже.

Будьте готовы к тому, что эти станки производят огромное количество стружки и пыли. Однако в некоторых современных моделях имеется встроенная система пылеудаления, облегчающая последующую уборку, и это поможет отложить покупку специального оборудования, если оно не укладывается в бюджет.

Ленточная пила тоже не помешает

Ленточная пила показывает свое превосходство на криволинейных распилах, но с ее помощью можно также распускать доски по ширине и толщине, пилить поперек, выпиливать круги и даже превращать небольшие бревнышки в доски.

В столярном деле не всегда требуются только прямые распилы. Портативный электрический лобзик способен на многое, но в некоторых случаях не обойтись без ленточной пилы. По нашему мнению, 14-дюймовые модели наиболее оправданны в домашних мастерских.

Имея все эти станки, инструменты и оборудование, вы будете готовы почти к любой работе. Затем, по мере необходимости, если позволит бюджет, дополните свой арсенал специализированными инструментами. Прочтите раздел , чтобы увидеть список того, что может потребоваться вам в дальнейшем.

ПОРА НАВОДИТЬ ПОРЯДОК

Работа в мастерской будет продуктивной только при условии, что для каждой вещи в ней будет сразу определено постоянное место, и вы будете регулярно поддерживать порядок. Но не стоит впадать в крайность, думая, что мебель в мастерской непременно должна быть модной или дорогой. Эффективность складывается совсем из других принципов. Попробуйте следующие методы.

Храните свои инструменты в шкафах

Вы можете организовать места хранения для своих сокровищ, не истратив ни копейки, если обратите внимание на ненужные кухонные шкафы. Ваши родственники, друзья или соседи часто будут рады избавиться от них после ремонта.

Доставив шкафы в мастерскую, творчески подойдите к их размещению. Например, сверлильный станок, показанный на фото в конце статьи, установлен на два настенных кухонных шкафа. Они поднимают станок на удобную для работы высоту, а внутри имеется много места, закрытого от пыли дверцами.

Сделайте шкафы более функциональными, добавив яшички и дополнительные полки, а также закрепив держатели на внутренней стороне дверок. Покрасьте старые шкафы светлой эмалью, чтобы освежить их вид и сделать мастерскую наряднее.

Храните доски компактно

Доски, прислоненные к стене и уложенные в штабель на полу, быстро становятся источником беспорядка и часто повреждаются при падении. Храните их правильно, закрепив на стене недорогие металлические кронштейны, как показано на фото в конце статьи. Расположите их с интервалами около 200 мм по высоте и положите сверху полки из древесно-стружечной плиты. Каждая полка легко удержит 6-8 досок.

В таких небольших стопках легко выбрать нужную доску, особенно если пометить каждую из них.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВЫЖАТЬ МАКСИМУМ ИЗ ВАШЕГО БЮДЖЕТА

Как сэкономить на струбцинах

Хотите уменьшить потребность в струбцинах? Попробуйте при склейке заменить их несколькими гвоздями-шпильками.

Небольшой компрессор и пневматический нейлер обойдутся примерно в $200, что не дороже нескольких хороших реечных струбцин. Если у вас уже есть компрессор, приобретение нейлера обойдется всего лишь в $40-50.

Покупайте доски кубометрами

Приобретение пиломатериалов не является частью обустройства мастерской. Но вся работа в столярной мастерской связана с досками. Почему бы не сэкономить и на этом, покупая их большими партиями? Если так делают профессионалы, то это сможете сделать и вы, объединившись с группой друзей и купив доски вскладчину. Возможно, вам повезет, и вы сумеете получить еще и дополнительную скидку.

Следующие шаги

Другие инструменты и аксессуары помогают выполнить столярную работу проще, быстрее и лучше. Обзаведясь станками и инструментами, которые мы включили в основной список, возможно, следует подумать о приобретении следующих вещей.

РУЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

  • Стамески
  • Рубанки
  • Киянка
  • Японская ножовка
  • Цикля

ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ

  • Ламельный фрезер
  • Ленточная шлифмашина
  • Циркулярная пила
  • Второй фрезер

СТАНКИ

  • Стружкосос и воздушный фильтр
  • Торцовочная пила
  • Комбинированный ленточно-дисковый шлифовальный станок
  • Шпиндельный шлифовальный станок
  • Лобзиковый станок
  • Токарный станок

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

  • Мобильные платформы для станков
  • Роликовая опора
  • Кондуктор для сверления косых отверстий — карманов
  • Приспособление для фрезерования шипов
  • Рейсмус

Как дешевле обустроить полноценную мастерскую , 5.0 out of 5 based on 1 rating

Аккуратная, хорошо организованная мастерская является мечтой многих любителей и профессионалов работать своими руками. Угол в комнате или гараже — вот все, что потребуется для начала обустройства мастерской.

Если Вы планируете часто проводить в ней своё время, то стоит применить некоторые усилия сейчас, чтобы потом работать с удобством и в безопасности. Функциональность мастерской обеспечивается достаточным пространством для работы и хранения, наличием электроэнергии, освещения и вентиляции.

Обустройство вашей мастерской будет зависеть от ее предполагаемого использования. Некоторым достаточно выделения пространства для хранения инструментов и простейших ремонтных работ, другим потребуется специальное оборудование, чтобы заниматься своим хобби.

Место под мастерскую


Если вам повезло, то у вас может быть студия, сарай или гараж, которые вы можете использовать для ваших нужд или хобби. Имеющееся в распоряжении пространство будет определять содержание вашей мастерской, поэтому необходимо очень тщательно спланировать, как сделать мастерскую максимально эффективной.

Если вы любитель возиться с автомашинами, то вам понадобится гараж по крайней мере на одну машину, но если вы занимаетесь резьбой по дереву, то может оказаться достаточно четырех-шести квадратных метров в углу свободной комнаты. В любом случае важно, чтобы мастерская имела хорошую организацию, хорошее освещение, хорошую вентиляцию, обеспечивала безопасность работ и простоту уборки.

Освещение мастерской


Рабочее пространство должно быть хорошо освещено, так как плохое освещение может привести к плохим результатам. Окна в южной стене обеспечат достаточно естественного освещения без прямых солнечных лучей, а это идеально подходит для работы с древесиной.

Если окна нет, то световой люк из гибких труб с отражающим покрытием станет прекрасной и несложной в установке альтернативой. В тех случаях, когда требуется искусственное освещение, лучше применять 150-ваттные галогеновые лампы заливающего света; люминесцентное освещение, хотя и популярно, не очень подходит для мастерских, поскольку искажает цвета и создает так называемый стробоскопический эффект, в результате которого кажется, что быстро вращающийся объект неподвижен. Это серьезная угроза безопасности работы, когда используются механизированные инструменты с переменной скоростью, такие как фрезеры, дрели и токарные станки.

Линейные галогеновые лампы заливающего света

Размещайте светильники так, чтобы они находились или непосредственно над верстаком/рабочим столом, или с одной стороны. Не помещайте их так, чтобы они светили в глаза или сзади, что создает тени на обрабатываемых объектах.

Вентиляция мастерской

Сквозная (поперечная) вентиляция будет лучшим вариантом, поэтому при возможности поместите свой верстак между дверью и окном.

Если работа пыльная или вам предстоит использовать растворители либо другие летучие вещества, то предпочтительнее сквозная вентиляция с потоком воздуха, идущим со стороны вашей спины. Это совместно с соответствующей маской/респиратором обеспечит разумную защиту от рассеянных в воздухе веществ и частиц.

Продумайте вопрос об искусственной вентиляции с помощью вентиляторов, если нет возможности обеспечить адекватную циркуляцию воздуха в помещении. В холодном климате, когда окна и двери держат закрытыми, а помещение отапливается, обеспечьте циркуляцию воздуха по помещению с помощью вентиляторной системы циркуляции воздуха, желательно с таким фильтром, который легко чистить. Клеи и краски могут выделять испарения, поэтому сквозная вентиляция полезна для того, чтобы рассеивать эти испарения, а также помогает сушке клеев и красок.

При работе с древесиной воздух должен быть сухим, чтобы древесина не коробилась и не разбухала.

Планировка мастерской


Прежде всего вам потребуется прочная плоская рабочая поверхность в виде деревянного верстака или стола и достаточное пространство для сборки и перемещения изделий.

Если рабочая зона будет одновременно использоваться под другие нужды, подумайте о складном верстаке и настенном щите для инструментов. В ограниченном пространстве более полезен будет настенный верстак или верстак, под которым устроено место для хранения различных предметов.

Если вы счастливый обладатель большой мастерской, то отдельно стоящий верстак даст наибольшую гибкость его использования. Вам, вероятно, потребуется на верстаке какой-то вид тисков, поэтому подумайте, в каком месте их сделать и сколько свободного пространства вам потребуется для обработки элементов ваших проектов.

Если у вас есть станочное оборудование, например, отрезной, сверлильный или токарный станок, постарайтесь разместить их так, чтобы перемещаться между разными рабочими местами было легко и свободно.

Поверхности пола надо уделить серьезное внимание, особенно если вы будете стоять на нем длительные периоды; пол должен быть таким, чтобы его было легко подметать и содержать в чистоте. Закройте или устраните низкие пространства под шкафами и стеллажами, где может скапливаться пыль и куда могут попадать мелкие детали, которые будет трудно оттуда достать.

Инструменты держите в непосредственной близости от рабочего места, каждый на своем месте, чтобы можно было всегда легко найти необходимый инструмент.

Самое плохое место для хранения инструментов — «большая полка», то есть пол.


Большинство ручных инструментов принято хранить на настенном щите. Низкая открытая полка под верстаком или поблизости хорошо подходит для хранения ручных электрических инструментов, таких как дрель или дисковая пила. Верхнее ограничение места для хранения инструментов определяется тем, куда вы без затруднения можете достать, а наиболее часто используемые из них следует держать на высоте верстака или над ним, чтобы избегать лишних наклонов.

Пример планировки мастерской

Практичная и удобная планировка, показанная на изображении выше, первоначально была разработана для столяра-краснодеревщика. Можно отметить интересные моменты: настенный щит со своими инструментами, маленький шкаф и различные полки расположены близко и удобно относительно верстака. Ленточная пила, как наиболее часто применяемый станок, также рядом. Окна расположены очень хорошо и дают максимум естественного освещения, которое дополняется несколькими галогенными светильниками заливающего света (не показаны). Станки расположены так, чтобы не попадать под прямые солнечные лучи. Пространство между роллерными дверями и верстаком достаточно для сборки крупных изделий.

Электроснабжение в мастерской

Подвесные универсальные электророзетки удобны и безопасны. Находясь выше рабочего места, они удерживают шнуры питания ручного электроинструмента вне верстака и пола, где их можно случайно повредить или зацепиться за них, а кроме того, увеличивают радиус действия инструмента.

Вам может также понадобиться дополнительное освещение, которое следует располагать над рабочими местами и правильно направить, чтобы избежать раздражающих теней и неосвещенных зон. Попросите вашего электрика обеспечить достаточную нагрузочную способность (мощность) проводки для возможной установки дополнительных розеток, которые могут потребоваться позднее, а также узнайте о специальных розетках и электрических цепях, которые могут быть необходимы, если вы планируете использовать станочное или сварочное оборудование.


Убедитесь, что розеток будет достаточно и они будут удобно расположены вокруг рабочей зоны и оснащены устройствами защитного отключения (УЗО) для обеспечения безопасности работ. Небольшим электрическим инструментам, таким как лобзики и дрели, достаточно стандартного напряжения 220 вольт однофазной электросети, но станочному оборудованию, такому как ленточные пилы, сверлильные и радиально-круглопильные станки, может потребоваться трехфазная сеть.

Все электромонтажные работы должны выполняться только квалифицированным электриком.

Безопасность работ — как обеспечить

Содержите рабочее место в чистоте и порядке не только для создания приятной обстановки при работе, но и для обеспечения безопасности и защиты здоровья.

Всегда соблюдайте правильные методы ведения работ, такие как использование соответствующей рабочей одежды и защитных средств и использование инструментов именно для тех целей, для которых они предназначены. Будьте внимательны и оберегайте себя, вашу семью, друзей и всех остальных, кто может иметь причины войти в вашу мастерскую.

Во всех необходимых случаях требуется использовать средства предохранения глаз, например, при использовании фрезеровальной машины/станка, дрели, механизированной пилы, токарного станка или любого инструмента с быстро движущимся рабочим органом.


Шумозащитные наушники либо затычки для ушей («беруши») очень важны при работе с сильно шумящим оборудованием; повреждение органов слуха часто остается незамеченным несколько лет после того, как оно произошло.

Безопасная удобная обувь — это необходимость, а защитная рабочая одежда типа робы или комбинезона весьма важна, когда условия являются или будут загрязненными пылью или другими загрязняющими элементами.

Прилегающая одежда и сетка для волос помогут предупредить попадание в машинное оборудование незакрепленных частей одежды или волос.

Станки, стационарное машинное оборудование должны иметь защитные выключатели, такие как автоматы-разъединители и аварийные выключатели. Автоматы-разъединители автоматически выключают машину при прекращении поступления электроэнергии из сети, делая невозможным случайное включение при внезапном восстановлении подачи электроэнергии.

Кнопка аварийного выключения

Аварийный выключатель обычно представляет собой большую красную кнопку-бобышку, при нажатии которой машина выключается. В качестве дополнительной защиты многие из этих устройств необходимо вручную перевести в рабочее положение, прежде чем можно будет включить машину снова. Регулярно проверяйте эти устройства, чтобы они не подвели вас в аварийной ситуации.


Одноразовые защитные маски/респираторы обеспечивают достаточную защиту от обычной пыли, однако если вы работаете в условиях с токсичными испарениями или очень мелкодисперсной пылью, то следует применять респираторы со сменными картриджами. При использовании маски/респиратора внимательно относитесь к рекомендациям изготовителя и, если работа требует применения ядовитых веществ, внимательно прочитайте описание вещества для соблюдения необходимых мер предосторожности.

Если при работе образуется много пыли, было бы разумно вложить средства в систему пылеудаления. Вся древесная пыль потенциально опасна, особенно от ДВП (МДФ, ПСП) и ДСП. Простейшим решением для небольшой мастерской может стать бытовой пылесос, но если пыли очень много или работы проводятся на большой площади, то лучше всего будет система с подведением пылеудаляющих труб к каждому виду оборудования или можно использовать мобильный пылесборник, который можно перевозить по мастерской в те места, где он необходим. На экстренные случаи держите под рукой огнетушитель и аптечку первой медицинской помощи.

В итоге можно выделить несколько основных средств защиты, которые необходимо иметь в своей мастерской:

  • Защитные очки . При работе механизированным инструментом необходимо защищать глаза.
  • Респиратор со сменными картриджами . Более эффективен, чем одноразовые противопыпевые маски/респираторы и подходит для работы с токсичными веществами.
  • Перчатки . Обеспечивают некоторую защиту от случайных травм, но их нельзя надевать при работе с машинами с вращающимся рабочим органом.
  • Затычки для ушей иnи наушники . Одноразовые затычки для ушей обеспечивают хорошую защиту органов слуха. Некоторые считают защитные наушники более удобными и эффективными.
  • Рабочая обувь . Прочные жесткие ботинки с нескользкой подошвой.
  • Комбинезон/роба и сетка для волос. Прилегающая одежда помогает предупредить попадание в машину незакрепленных частей одежды и волос.
  • Противопылевой респиратор/маска . Одноразовые респираторы эффективно защищают органы дыхания от древесной пыли.

Какой верстак выбрать


Если старый стол может быть достаточно прочен для небольших работ, то для большинства столярных проектов будет необходим прочный верстак.

Верстак должен быть высотой примерно 850 мм, а на ножках иметь распорки для обеспечения жесткости. Столешница должна быть сделана из толстой древесины, способной выдерживать удары, особенно в передней части. Более тонкую древесину можно использовать в задней или средней части, чтобы создать лоток, куда можно безопасно класть инструменты.


Если пространство мастерской ограничено, то можно работать с переносным складным верстаком. Когда он не нужен, его можно сложить и убрать или перенести на строительную площадку. Его столешница разделена на две части, которые можно сдвигать и раздвигать, используя в качестве тисков.

К принадлежностям верстака относятся регулируемые верстачные штыревые упоры для строгания, верстачные доски-упоры для поперченного резания, стусло для выполнения скосов деталей, пенал для хранения инструмента или скобяных изделий и столярные тиски. Последние отличаются от слесарных тисков тем, что они фиксируют заготовку рядом с верстаком, а не сверху, а также имеют деревянные губки для предохранения изделий. Полезны будут козлы и различные лестницы.

Места для хранения инструментов


Правильное хранение и уход за инструментами обеспечат их хорошее состояние. Стеллажи и щиты для инструментов будут их предохранять и помогут вам всегда быстро найти нужный инструмент. Хорошо продуманный щит очень полезная вещь в любой мастерской.

Щит для инструментов можно сделать самостоятельно — в соответствии с вашим набором инструментов и имеющимся пространством, а для фиксации инструмента в продаже можно найти множество специальных крепежных изделий. Многие инструменты уже продаются в контейнере для хранения. Даже если это просто картонная коробка, она неплохо послужит некоторое время. Если инструмент какое-то время не будет использоваться, убирайте их, особенно в конце рабочего дня.


Скобяные изделия, крепеж держите в их упаковке, пока они не потребуются — она предназначена для предохранения и сохранения комплексности изделий. Шурупы и гвозди храните в коробке с четкой маркировкой.

Инструменты для мастерской

Существует огромное множество инструментов, но составлять свой инструментальный комплект можно постепенно, покупая инструменты по мере необходимости. Для наилучших результатов приобретайте только изделия известных марок. Вот базовый набор инструментов для начала:

  • молоток с гвоздодером (570 г)
  • рубанок
  • рейсмус
  • комбинированный измерительный угольник
  • стальная рулетка (3 м)
  • три стамески/долота (10, 18 и 32 мм)
  • пила-ножовка для поперечного пиления (длиной 650 мм)
  • ножовка с обушком
  • добойник для гвоздей (3 мм)
  • набор спиральных сверл набор отверток (плоские, крестовые Posidrive и крестовые Phillips)
  • оселок (точильный камень)
  • шлифовальный брусок
  • электродрель с изменяемой скоростью вращения
  • электролобзик

Предисловие

Все этапы строительства и оснащения столярной или слесарной мастерской на дачном либо ином участке. Нюансы составления проекта и возведения постройки под мастерскую.

Лучше построить мастерскую заново, причем как отдельное сооружение, а не пристройку к имеющимся на участке строениям. Конечно, можно выделить угол или помещение в доме. Но в этом случае нельзя рассчитывать на комфорт проживающих в нем и отсутствие с их стороны упреков за шум во время работ в мастерской и невольно переносимый в жилые комнаты мусор. К тому же в доме вряд ли найдется достаточно места, чтобы разместить все необходимое: инструменты, верстак, станки и прочее. А работать придется в весьма стесненных условиях, когда никакой речи не может быть не только о комфорте и удобстве, но даже об элементарных правилах безопасности.

Хотя и считается, что минимальная достаточная площадь под мастерскую 5–6,5 м 2 , что наверняка можно обеспечить в доме, этого недостаточно. Что такое 6 м 2 ? Это каморка или угол размером 2×3 м. Такое пространство сгодится только разве под фотолабораторию либо для радиолюбителя.

Когда предполагается сделать слесарную или столярную мастерскую, то 6 м 2 – это почти все равно что ничего. Если даже удастся втиснуть сколько-нибудь полезное и серьезное оборудование в пространство, оставшееся после размещения верстака и самого необходимого для любой мастерской, то работать будет практически невозможно из-за тесноты, во всяком случае с крупными и длинными деталями. Опять же, где хранить в домашней мастерской готовые изделия, заготовки, пиломатериал?

Столярная мастерская своими руками

Гараж – тоже не вариант. Придется каждый раз выгонять машину, чтобы не повредить ее во время работ. Зимой из-за этого в гаражной мастерской будет трудновато и весьма энергозатратно поддерживать комфортную для работы температуру. Кроме того, придется пожертвовать частью пространства под автомобильные запчасти, инструмент.

Переоборудовать подходящий по размерам сарай под мастерскую – вариант, но сомнительный. Для мастерской нужны нормальные окна и двери, утепление, отопление, свет, вентиляция и желательно вода. Этого наверняка в сарае нет и придется делать. Сам он может быть размещен в неудачном для мастерской месте. В сарае может потребоваться перепланировка или создание отдельных помещений, если их нет. Это как раз тот случай, про который говорят – проще сломать и заново построить.

Кроме того, у мастерской должен быть основательный фундамент, а именно – плитный. Особенно если в ней будут установлены напольные станки. И особенно если они для слесарной мастерской. Часто приобретают списанное и просто старое оборудование, в том числе еще советских времен. Оно тяжелое, громоздкое и создает при работе приличную вибрацию. В любом случае мастерская то место, где нагрузка на пол очень высока. Неизбежны падения тяжелых предметов, работа может сопровождаться ударами чего-нибудь (например, молотка либо кувалды) по чему-нибудь (детали или заготовке), что отдается в пол. По последнему, бывает, приходится что-то волочить. И даже самый небольшой настольный станок хоть немного, но вибрирует, тем самым внося свою лепту в процесс разрушения основания помещения.

Плитный фундамент еще может быть в гараже, но в сарае вряд ли и маловероятно, что в доме. Если мастерскую размещать на втором этаже жилого строения, чердаке или в мансарде, то там тоже не у всех построек достаточно прочный и крепкий пол.

Место на участке для мастерской желательно подобрать на открытом пространстве, чтобы на нее не падала тень от деревьев либо других построек. За счет этого зимой возможна небольшая экономия на отоплении или просто будет потеплее работать, так как в погожие дни солнце поможет с обогревом. А круглый год в светлое время суток не понадобится включать осветительные приборы или можно будет использовать их минимально, так как будет достаточно хорошее естественное освещение, которое, кстати, лучше для глаз. Кроме того, это позволит сэкономить на электроэнергии.

Мастерскую по возможности следует строить подальше от дома и построек с домашними животными, так как даже если в ней не предполагается размещать слишком шумное оборудование, все равно практически любая работа будет сопровождаться далеко не самыми приятными для любого слуха звуками. Правда, чем дальше от дома, тем, как правило, протяженнее получаются подводимые коммуникации (электричество, отопление и водопровод), а это дополнительные затраты.

Место под строительство мастерской

Также рекомендуется, чтобы мастерская не была в низине. Там, как правило, скапливается дождевая и от растаявшего снега вода. Если даже мастерскую не будет подтапливать, то и избыточная влажность станет серьезным испытанием для самой постройки, инструментов станков и подведенных коммуникаций. Все это будет быстрее приходить в негодность. Не исключены даже аварийные ситуации, например, короткие замыкания проводки или в оборудовании. Можно, конечно, предпринять защитные меры против подтоплений и влажности. Сооружая своими руками мастерскую, сделать фундамент более высоким и с гидроизоляцией, предусмотреть по возможности водоотвод от него, позаботиться об усилении влагоизоляции всего сооружения и тому подобное. Однако все это потребует дополнительных финансовых затрат, а также усилий и времени на обустройство.

Желательно, чтобы на выбранном месте был удобный доступ к мастерской в любое время года. Чтобы зимой ее сильно не заметало, иначе придется приложить немало усилий на периодическую расчистку дорожки и подступа к входным дверям, а весной – значительно больший объем снега откидать от стен для предотвращения их подтопления. И, наконец, если на участке имеются места, которые совсем не подходят либо малопригодны для выращивания любых растений, то рекомендуется под мастерскую выбрать одно из них.

Прежде чем приступать к разработке проекта, надо сначала определиться, какие работы предполагается выполнять в мастерской: только столярные либо слесарные, а может быть, те и другие. Лучше всего составить полный список всех видов работ. Рекомендуется также подумать о возможном пополнении этого перечня в перспективе. Может быть через месяц или полгода появится желание сделать своими руками такое изделие, при изготовлении которого потребуется выполнить операцию, ранее не предусмотренную.

На основании списка видов работ составляем уже 2 других перечня – для требуемого основного и вспомогательного оборудования и оснащения мастерской. В них надо включить все, что должно будет находиться внутри постройки. (от отвертки и кувалды до дрели и болгарки), метизы, крепеж, вспомогательную оснастку, мелкие и небольшие заготовки, готовые изделия и тому подобное, а также порошковый огнетушитель и аптечку группируем в первый список, который может быть приблизительным и не очень подробным. Решаем как все это добро будем размещать и хранить. В зависимости от размеров и частоты использования то или иное оснащение из этого списка можно поместить: в шкафы, на стеллажи и полки, повесить на крючья, закрепленные на стене.

Второй перечень должен включать:

  1. Верстак. Если в мастерской предполагается выполнять и слесарные, и столярные работы, то два верстака. Слесарный и столярный отличаются друг от друга.
  2. Все необходимые станки.
  3. Оборудование, которое, возможно, потребуется установить в перспективе.
  4. Пылесос, лучше специальный строительный – для уборки мусора.
  5. Отопительные приборы. Лучше, чтобы это были обычные батареи, подключенные к центральной или отопительной системе дома, особенно если планируется построить деревянную мастерскую. Электрические приборы будут потреблять много электроэнергии, а некоторые виды из них пожароопасны (электрокамины, например). Различного типа печи, в том числе длительного горения тоже рекомендуется использовать только в каменных постройках (бетонных, из кирпича, блоков, панелей).
  6. Ящик с песком (на случай возгорания проводки или оборудования).
  7. Умывальник.
  8. Емкость с водой.
  9. Вешалка для спецодежды.
  10. Стул.

Оборудование в мастерской

Добавляем к этому списку образовавшееся дополнительное оснащение мастерской: шкафы и стеллажи. Полки и крюки можно не учитывать – для них на стене всегда найдется подходящее место.

Теперь надо решить, будут ли использоваться для работы крупногабаритные и длинные материалы (например, доски, брус либо уголок, пруток и так далее), заготовки и стоит ли выделять в мастерской под них место. Рекомендуется предусмотреть для них отдельный стеллаж или, хотя бы для начала, отдельную зону шириной 0,5–1 м и длиной не менее 6 м. Иначе они потом будут мешаться под ногами во время работы, либо их придется оставлять на улице, если больше не найдется куда на время пристроить (в сарай, например). Под открытым небом металл будет ржаветь, дерево сперва пропитается влагой, а потом рано или поздно начнет гнить.

Стеллаж или место для хранения материалов и заготовок тоже добавляем ко второму списку оборудования и оснащения. Этот подробный перечень позволит точно определить размеры мастерской.

Вот теперь можно переходить непосредственно к самому проектированию. Его результатом необязательно должен стать комплект выполненных по всем правилам чертежей, достаточно сделать своими руками несколько эскизов без соблюдения масштаба. Главное, чтобы они были как можно более подробными. На эскизах надо нарисовать все элементы постройки, включая небольшие и мелкие детали. И, разумеется, на них должны быть указаны все размеры – внешние и внутренние мастерской, а также ее элементов. Несколько эскизов необходимы по той причине, что на одном и даже двух невозможно во всех проекциях и подробностях отобразить конструкции постройки, да еще и ее элементов.

Начинаем проектирование с расчета площади, необходимой для размещения всего оборудования и оснащения мастерской, перечисленного во втором списке (правила составления в предыдущей главе).

Простой, быстрый, но в то же время весьма неточный способ вычисления состоит в умножении суммы площадей всех размещаемых в мастерской объектов на приблизительный коэффициент 1,5–2. Считается, что этот метод должен обеспечить необходимое свободное пространство для работы и передвижения между расставленным в уже построенной мастерской оборудованием. Однако на деле такой подход может вызвать множество сложностей, особенно если размещаемых объектов много и у них сильно отличаются или большие габариты. Скорее всего при расстановке оборудования придется неоднократно все переставлять заново, при этом что-то вынося обратно на улицу, а потом вновь затаскивая в мастерскую. И не факт, что в результате таких длительных мытарств все получится идеально – будет везде удобно перемещаться и работать.

Расчет площади помещения под мастерскую

Чтобы точно определить не только площадь, но и внутренние размеры мастерской (длину и ширину), необходимо сделать своими руками схему расстановки всех размещаемых объектов. Ее составление лучше всего выполнить с помощью двух листов миллиметровой бумаги. Из одного вырезаем в масштабе 1:20 (или другом, но чтобы было кратно 10) прямоугольники и квадратики габаритов расставляемых объектов. Подписываем их в соответствии с тем, к какому оборудованию или оснащению они относятся. На втором листе миллиметровки все это раскладываем, стараясь скомпоновать в границах прямоугольного или квадратного периметра. Учитываем пространство и зазоры между объектами, которые требуются для удобного и свободного выполнения работ, а также собственного и перемещения инструментов, материалов и прочего.

Не забываем, что эта расстановка выполняется в выбранном для оборудования масштабе – надо периодически расстояния на бумаге переводить в реальные, чтобы не допустить ошибку. Рекомендуется следующий порядок проектирования этим способом. Сначала проводим на бумаге 2 перпендикулярные линии. Это будут 2 стены и угол будущего помещения мастерской. Отмечаем на одной из линий входную дверь. Указываем ее ширину. Она должна быть не меньше стандартной или равняться ширине самого большого станка (оборудования) либо его самой крупной детали, если его придется заносить по частям в разобранном виде. Теперь относительно и начиная от имеющихся угла и двери расставляем на бумаге все оснащение мастерской. К каждому станку и рабочему месту должен быть обеспечен беспрепятственный доступ со всех сторон, которые предусмотрены выполняемыми на них операциями. В завершение дорисовываем оставшиеся 2 стены.

Указываем, где будут находиться окна. Их лучше расположить в восточных и/или восточных стенах. И света больше, и зимой теплее. Затем, если схема расстановки составлялась на миллиметровой бумаге, замеряем на ней все размеры (включая расстояния между оборудованием). Переводим их согласно выбранному масштабу в реальные значения, которые и указываем в соответствующих местах на схеме. Если схема составлялась на обычной бумаге, желаемые размеры указываем в процессе ее разработки.

В мастерской рекомендуется сделать 2 помещения. Одно – рабочее, где будет стоять все оборудование и оснащение. Второе – небольшое подсобное и отделяющее первое от улицы. Наличие этого помещения зимой предотвратит понижение температуры во время открывания входной двери при входе и выходе в самой мастерской и сделает ее более теплой. Это же позволит немного экономить на отоплении.

В подсобке следует разместить вешалку для спецодежды, умывальник, один отопительный прибор и может быть даже шкафчики для заготовок, готовых изделий, редко используемых инструментов и еще чего-то подобного. Не помешает здесь также небольшой столик со всеми атрибутами для чаепития и топчан, чтобы не отвлекаться надолго от работы и не носить грязь в дом, делая короткие перекусы или перекуры.

Дверь с улицы в подсобку должна находиться напротив входа в саму мастерскую. Иначе будет трудно или невозможно занести длинные материалы (доски, пруток и так далее). Размеры подсобки определяются составлением на бумаге схемы размещения ее обстановки. Обе схемы – для подсобного помещения и самой мастерской – делаем на одном листе.

Схемы размещения обстановки в мастерском помещении

Если стеллаж или место для хранения длинномерных заготовок и материалов решено было разместить внутри мастерской, то они должны располагаться напротив ее входной двери. Оборудование, предназначенное для распиливания и раскроя, должно располагаться тут же поблизости. То есть рядом со стеллажом для материалов, чтобы заготовки не надо было для первоначальной обработки переносить на другой конец мастерской.

После составления схемы размещения оборудования в мастерской и определения ее площади делаем проект (эскизы) постройки. Для определения внешних размеров к внутренним прибавляем толщину предполагаемых стен. Высоту потолков и тип кровли выбираем по собственному усмотрению, чтобы это было по карману, удобно для работы и можно было сделать своими руками.

Мастерская должна быть оборудована вентиляцией. Лучше, если она будет принудительная (а не обычная приточно-вытяжная) и от каждого рабочего места, особенно если предполагаются работы с деревом. Сделать ее можно такой же, как и . Прорисовываем все элементы этого оборудования мастерской на эскизах и указываем его размеры и параметры.

В завершение показываем на проекте размещение приборов освещения (общего и локального для каждого рабочего места), разводку электропроводки и заземления. К каждому оборудованию должна быть подведена отдельная розетка. Заземлять необходимо все станки и розетки. Затем указываем на эскизах каким способом и с какой стороны в мастерскую заводятся все коммуникации (электроэнергия, отопление и водопровод).

В выбранном месте делаем разметку по периметру будущей мастерской. Выкапываем котлован глубиной 60–80 см под плитный фундамент. Ставим по его периметру опалубку. На дно засыпаем гравийно-песчаную подушку. Трамбуем ее, после чего толщина подсыпки должна составить не меньше 15–20 см. Затем желательно сделать армирование будущего фундамента. Для этого используем арматурные сетку либо прутья, первый ряд которых укладываем на дно, а второй – крепим выше на 20–30 см к опалубке. Затем заливаем бетон. Фундамент должен получиться выступающим над поверхностью почвы минимум на 15–20 см.

Когда предполагается установка громоздких и/или тяжелых станков, требующих жесткой фиксации к полу, то под них следует в фундаменте сразу, пока еще не затвердел бетон, установить в соответствующих местах согласно схеме расстановки оборудования шпильки с резьбой либо другой стальной крепеж. После полного затвердевания бетона эти станки можно установить и закрепить, если есть опасения, что занести в построенную мастерскую их будет невозможно или проблематично. Затем до конца строительства это оборудование надо как следует накрыть брезентом либо полиэтиленовой пленкой.

Если решено сделать мастерскую деревянной, то лучше всего, чтобы она была каркасной из брусьев и досок. Строение получится теплым, а возводить и проводить дальнейшие его оборудование и отделку будет достаточно просто. Но в этом случае в местах установки стоек каркаса необходимо в бетон фундамента сразу после его заливки вставить шпильки с резьбой либо арматурные прутья. После полного затвердевания бетона строим мастерскую согласно проекту так же, как и . Если решено сделать своими руками каменную мастерскую (из блоков либо кирпича), то возводим ее, как и .

Каркасная мастерская из брусьев и досок

Затем обустраиваем пол. Его можно сделать многослойным. Засыпаем на фундамент слой песка толщиной 3–5 см. Затем укладываем толь, а сверху – дощатый настил. Другой вариант – вместо досок использовать бетон. Перед его заливкой на толь укладываем арматурную сетку, а после тщательно выравниваем поверхность пола. Такой основе не страшны падения на нее тяжелых предметов и она надежно защитит фундамент от подобного разрушающего воздействия, особенно в слесарной мастерской. Правда, в последней желательно все-таки еще поверх пола уложить листы резины либо транспортерную ленту. Они защитят основу от масла и иных активных веществ.

После этого, если мастерская деревянная, желательно внутри ее провести огнезащитную обработку всей древесины специальными составами. Затем заводим в мастерскую коммуникации и делаем их внутреннюю разводку. Все кабели и провода выбираем с сечением, соответствующем токовой нагрузке на них. В деревянной мастерской прокладываем их в металлических трубках либо коробах, чтобы обезопасить строение от возгорания в случае короткого замыкания. При необходимости крепим внутри постройки на стены потолок и двери звукоизоляционные материалы.

Затем заносим в мастерскую и расставляем, монтируем все оборудование и оснащение по своим местам. Что нужно подсоединяем, подключаем. Потом уже проводим мероприятия, завершающие .

Приветствуем Вас на нашей странице "Идеи мастерской мечты"!

Это обновление обзорной фото-галереи, в которой мы собрали самые разные идеи и варианты реализации мечты: Моя идеальная Мастерская. В версии 2.0 информация структурирована, дополнена пояснениями, и конечно, много новых схем и фотографий .
* Данный фотообзор создан в ознакомительных целях и не является товаром, Вы можете распечатать данную страницу самостоятельно и бесплатно.

Какой любитель или Мастер не мечтает о своем укромном уголке, в котором бы он мог воплощать свои мечты и идеи? А уж у нашего русского человека кулибинская жила заложена с генами. Нам дай только время, место и инструменты в руки и эх, мы тут как развернемся, да как душа запоет...​



В этой статье фото - галерее мы собрали самые разные идеи и варианты реализации своей Мечты: от инструментального ящика и верстака в квартире (доме, сарае) до полноценной, отдельно стоящей Мастерской, оснащенной полным спектром оборудования и инструментов, которые могут Вам понадобиться. Обязательно рассмотрим и такое решение, как мобильная (передвижная) Мастерская. Также есть фото
Мастерской с исторической точки зрения - как это делали столяры в прошлые века. Конечно же добавлены и современные решения.

У всех свой путь к своей Мастерской Мечты, но как и в любом другом деле варианты решения и результат зависят от подхода и опыта. Можно сделать своими руками максимально просто. Зачастую мы именно к этому и привыкли: сделать быстро и дешево, без украшательства и удобств. Потому как всегда не хватает ни средств, ни времени, и посему имеем то, что имеем. Но все же на примерах других решений - с выдумкой, основательным подходом и творческими руками - мы покажем как можно сделать свою Мастерскую Мечты .

Итак начнем! Мастерская Мечты 2.0
Содержание (быстрые ссылки вниз - навигация по странице):

"... В столярной мастерской верстаки располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева. Целесообразно расставлять верстаки в 4-5 рядов по 4 верстака в каждом ряду с расстоянием между рядами - не менее 100 см. ​Площадь на одного столяра: 4.5 кв. м.

Отраслевой стандарт на столярные верстаки с деревянным основанием предусматривает следующие требования:

    Высота верстака может быть трех положений 700+15,790+15, 900+15 мм; размеры столешницы: длина - не менее 800, ширина - не менее 450 мм; влажность древесины для изготовления деталей верстака не должна быть более 12%; все деревянные детали должны быть изготовлены из лиственных пород (Пиломатериалы. ГОСТ 2695-71) или хвойных пород (ГОСТ СЭВ 2369-80), при условии покрытия основных рабочих поверхностей фанерой по ГОСТу 3916-69; высота табурета должна фиксироваться в пределах от 700 до 750 мм, форма сидения круглая, диаметром 350+5 мм или квадратная со стороной 350+5 мм; средний срок службы столярных верстаков должен составлять не менее 6 лет (для высшей категорий качества - не менее 8 лет)... "

По поводу высоты размещения рабочей поверхности при работе стоя в эргономике есть следующие рекомендации:
на картинке Первый рис - для точных работ, Второй рис - для легких работ, Третий рис - для тяжелых работ:

Еще добротные примеры столярных верстаков:

Большое значение в мастерской играет сборочный стол, где можно производить сборку изделий.
Но во многих случаях его заменяет или верстак или многофункциональный стол.
В этом плане отличным готовым решением является :

и его меньшие собратья, взявшие эту идею на вооружение. К примеру

Или стационарный стол в дополнение к самому столу MFT-3

Все самодельные доработки и варианты - в обзорах обновлениях 2019 года

    Посмотреть подробнее обзор верстаков Вы можете на странице

    Или на подвижной тележке, можно сделать самим или купить, например

    Не стоит забывать и о месте хранения материала.

    Причем вариант на фотографии ниже - предпочтительнее, так как обеспечивает хорошую вентиляцию почти каждой доски.

    Ниже фото и схемы хранения пиломатериала на мобильном стеллаже:

    И каждый из них ценился не меньше самого содержимого.




    Ящики, систейнеры и органайзеры имеются и заводского изготовления:
    Особое место в системах хранения инструмента занимают .
    Их главное достоинство - стыковка друг с другом, с пылесосами (сверху). и кроме того они выдерживают вес 120 кг. То есть человек плотной комплекции может встать на них не боясь сломать.

    Ящик сундук. Так делали раньше:
    Популярное фото

    На фото выше - ящик для инструмента выглядит как сундучок "по наследству". Домашний набор любителя-столяра: все на своем месте, доступно и компактно размещено.
    Если внимательно рассмотреть, то видно, что размещение инструмента продумано Мастером до деталей, - рядом с , рядом с и - . и точильные камни положены на мягкую поверхность. и стамески вертикально расположены вплотную к боковым стенкам, и при этом любую из них удобно доставать.

    А так делают сейчас:


    Посмотреть в каталоге
    Обзоры Арсенал Мастера
    Популярное фото

    Это фотография комплекта "Арсенал Мастера" . Популярность данной картинки понятна, с ростом интереса к столярному делу, в первую очередь всех интересует - с чего же начать? На фото "вкусно" поданы (слева направо): , , , , , , , , , , и .

    Как и прежде делают и ящики комоды

    Комбинация верстака, встроенного в комод старинной фирмы Hammacher-Schlemmer:

    Современная реализация:

    Такие ящики в прошлые века зачастую делали переносными, поэтому раньше в них старались вместить как можно больше

    Особенно преуспел в этом Генри О. Стадли (Studley) - столяр, фортепианных дел мастер из Массачусетса - он 30 лет потратил на создание Шедевра - набора инструментов для ремонта, настройки и даже сборки "с нуля" роялей, пианино и органов. В чемодане размером 99 х 46 х 23 см (в закрытом виде) вмещается более 300 уникальных инструментов и приспособлений ручной работы.
    Популярное фото


    Видео обзор ящика для столярных инструментов Генри О. Стадли (Studley Tool Chest)

    Главное при размещении инструмента учитывать разделение на зоны с близким функциональным назначением: в одном месте, в другом, в третьем и так далее.


    Популярное фото


    И подборка инструмента, и его красивое функционально удобное размещение, и сам настенный ящик для хранения - говорят о высоком профессионализме его хозяина. Все только самое необходимое для полноценной работы . Как говорится: ни добавить, ни убавить.

    На фото великолепный шкаф и по изготовлению, и по его содержанию!
    Популярное фото

    На фото выше, на наш взгляд "альма-матер" столярных шкафов и системы хранения столярного инструмента. Кстати, пользуется заслуженной популярностью, так же как и это фото.

    Еще фото инструментальных шкафов:


    Популярное фото


    На фото выше еще один чудо-шкаф столярного ручного инструмента. Так и хочется все рассмотреть, достать и потрогать своими руками. А решение ведь чрезвычайно бюджетное. Материал - фанера. Нижние ящики - крашенные в цвет дерева пластиковые "корзины" для всякой мелочевки. Экономично, практично и эстетично!





    Сверхширокий сверхмощный шкаф для хранения всего сразу:

    Обустройство Мастерской

    Есть рабочая поверхность. Есть инструмент и есть где хранить его. И вот уже рождается наша - домашняя Мастерская. При этом конечно же мы больше ценим свое, созданное своими руками - самодельную домашнюю Мастерскую.





    С накоплением инструмента, Мастерская обрастает разнообразными инструментальными шкафами, удобными полочками и как мы уже отметили, минимум одним большим столом, верстаком (кому что нужно). А далее система хранения. начинает расширятся до свой "стены", угла, комнаты.





    Популярное фото


    Эта фотография цепляет красивым симметричным внутренним наполнением. В открытом состоянии этот инструментальный шкаф обеспечивает быстрый и удобный доступ к любому инструменту в радиусе вытянутой руки. Поработал, все убрал в шкаф, закрыл. Чистота, порядок и инструмент в сохранности. При таком хранении рабочая поверхность ничем не загромождена и свободна как "чистый холст" для творчества. А если еще добавить к этому чрезвычайно низкий бюджет исполнения, то большой интерес к этому решению во всех отношениях оправдан.




    Необходимо учитывать на сколько все удобно размещено.
    На этот случай эргономика советует следующее:

    Справа - минимальные размеры проемов в дюймах (25,4 см)

    В поиске своего стиля Мастер обустраивает помещение Мастерской на свое личное усмотрение, по которому уже многое можно сказать о его хозяине.
    К примеру, столярную Мастерскую трудно спутать с чем-то еще. Так она выглядела в основном в прошлые века:

    Отголоски такого подхода еще часто мы можем найти и в наше время. Такая Мастерская выглядит как музей.
    Популярное фото


    Уважение и большой интерес всегда вызывает историческая преемтвенность, особое отношение к каждой мелочи и даже в рабочем беспорядке здесь угадывается скрытая, но четкая организация своего дела! Чего и Вам желаем от души!

    А вот решение, где все "вращается" вокруг самого Мастера. Сразу видно, что здесь главное положение для работы - сидячее.
    Популярное фото


    Это рабочий кабинет Мастера на все руки, работающего с самыми разнообразными материалами и ручными инструментами. Подкупает и удивляет опять же большая площадь свободных рабочих поверхностей, имеющих самый шикарный вид! О билие инструментов и материалов в зоне рабочей доступности говорит о продуманном и структурированном подходе при создании этой Мастерской. Абсолютно оправдан поэтому такой интерес к этому решению.

    А вот так выглядит современная домашняя столярная Мастерская:


    Домашнюю кузню тоже не перепутаешь ни с чем. Так она выглядела не только в прошлые века, но зачастую и сейчас нередко встретить такие кузни:

    А вот так может выглядеть современная полноценная кузнечная фабрика:



    Обустроить все компактно, удобно, да еще и красиво, со вкусом - это ли не высший пилотаж!




    Но со временем комнаты становится со временем мало. И мы обустраиваем гараж под Мастерскую и тоже отрываемся кто как может и умеет. Тут тоже многое зависит от направления увлечения.
    Кто-то тяготеет к металлу и делает слесарную Мастерскую с соответствующим оснащением.


    При этом для изготовления слесарной автомастерской могут быть использованы самые современные материалы, оснащение и приспособления.

    Популярное фото


    Мечта - Гараж - Мастерская! Гараж - игрушка! Можно как угодно относится к такому решению. Но однозначно одно - пятое место в рейтинге просмотров говорит о многом.



    Ниже - примеры обустройства Мастерской и их оснащение самыми разными инструментами и станками.
    Популярное фото


    Грамотное размещение Столярной Мастерской в компактных условиях, большое количество мест хранения и множество разнообразных рабочих поверхностей делает эту фотографию обоснованно популярной.

    Отдельная мастерская c организованным пространством:





    Некоторые Мастера являются любителями какого-то одного бренда.
    Вот так может выглядеть Мастерская с инструментом :



    Популярное фото


    Вот она свободная творческая мысль что делает! Все гениальное - просто. Места мало, а надо как-то работать. И не долго думая Мастер "впихнул" 4 настольных станка вместо двух, сделав стол-трансформер с переворачиваемой рабочей поверхностью (столешницей). Практично, удобно и "пусть другие поражаются смекалке"!



    В конце концов Ваша мастерская может быть просто Вашей "берлогой":

    Но, при особом стремлении...
    Фактически может получится готовая мебельная Мастерская или даже мини фабрика.
    К примеру, идеальная студия мастерская или идеальное рабочее место, где хочется проводить побольше времени:

    *- по поводу поставки станков Hammer Вы можете обратиться к менеджерам нашей компании.
    Популярное фото


    На наш взгляд - именно это Мастерская Мечты!
    В свое время с этой фотографии в 2016 году начался наш Фотообзор "Мастерская Мечты". Именно это фотография дала старт этой Теме!

    Эта Мастерская очевидно Успешного Мастера. Абсолютно точно, что он потратил не мало времени на продумывание всех деталей своей Мастерской, и в ней он шел не от того, что имел (ограниченные площади, ограниченный бюджет, отсутствие времени), а от Идеи, в каких условиях он хочет создавать и творить. Подкупает обилие ествественного света и правильно организованного локального освещения, при этом свет идет сверху, а в рабочей зоне (на высоте 2х метров) все пространство вдоль стен занято оборудованием и местами для хранения. Сводчатый потолок добавляет ощущение свободы и простора для деятельности. Вся постройка при этом деревянная. Что называется: "С чем работаю, то и окружает". Чистота, порядок, достаточное пространство для работы, профессиональное оборудование - все работает на высокую производительность и качественный результат.

    Вид на аналогичную Мастерскую с левого и с правого заднего угла.
    Популярное фото

    А это уже практически фабричный вариант Мастерской, но сделанный во всех отношениях "с любовью". Шикарные полы из материала, с которым работает Мастер (или Мастера), высокие потолки с полупрозрачной крышей, затекленная стена с превосходным видом. се говорит о том, что здесь нет слова "работа" в обычном понимание. Здесь все - в удовольствие. В такие "хоромы" З аказчик будет сам прибегать.

    А вот так могут выглядеть полноценные мебельные цеха

    Впрочем, это может быть не чисто столярная, а универсальная Мастерская, в которой вы сможете реализовывать свои самые смелые идеи.


    Фото пример Российского Мастера


    Свою Мастерскую он поставил и оснастил с нуля.Здание Мастерской - на сварном каркасе из металлических профилей. Использованы как швелеры, так и уголки. Каркас обшит сендвич-панелями. Полы - наливные. Отопление - дизельный котел. Подведенная электрическая мощность - 15 кВт.
    Столярное оснащение: Комбинированный бельгийский станок Robland HX 310 PRO (поставим Вам по запросу), торцовочная пила , ручной фрезер , фрезер дюбельный , шипорезка с устройством пылеудаления и поддержки фрезера, шлифмашина ленточная , шлифмашинка , пылесос и пылесос FESTOOL CLEANTEC CT 17 E .

    Стелажи сборные из стандартых элементов.

    Вся деревянная мебель в Мастерской изготовлена своими силами.

    Данный верстак собственного изготовления. Рама сварная из профиля коробчатого сечения. Винты для тисков также собственного изготовления.
    Столешница из клееных березовых брусков, покрыта маслом . По поводу материала - решение необычное, но уже почти год использования не выявил никаких недочетов.

    Такие изделия он делает в своей Мастерской: деревянные стулья и табуреты оригинального дизайна:

    Кроме мебели, он занимается и внутренней отделкой деревом. Стены и потолок в данном помещении сделаны из клееных панелей собственного изготовления.

    Еще раз приглашаем всех желающих делится своим опытом и успехами!

    Наружный облик Мастерской

    Решение о том, как будет выглядеть Мастерская снаружи, зависит от Вашего вкуса и возможностей:



Loading...Loading...