Планирование работы по подготовке проекта в доу. "методические рекомендации по организации проектной деятельности в доу"

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Психолого-педагогические исследования особенностей использования метода проектов в воспитании и обучении в современной школе и дошкольных учреждениях. Метод проектов как способ обучения старших дошкольников театрализованным играм с перчаточными куклами.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2011

    Анатомо-физиологическое и психическое развитие детей среднего дошкольного возраста. Особенности развития лыж и лыжного спорта. Физкультурные занятия как основная форма организации обучения детей физическим упражнениям. Типы физкультурных занятий.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2011

    Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста. Опыт деятельности муниципального дошкольного учреждения "Детский сад № 11" г. Сасово.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Теоретические основы развития и использования метода проектов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Внешние проявления любознательности. Методы развития в детях поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами. Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические задания и их результаты.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Понятия "Проектная деятельность" и "Метод проекта" в педагогической практике, основные положения теории Джона Дьюи. Идеи Кильпатрика о повышении эффективности обучения школьников. Методика организации метода проектов в начальной школе, критерии оценок.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Психофизиологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к письму. Направления работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях дошкольного образовательного учреждения. Выявление уровней сформированности мелкой моторики руки дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2012

проектной деятельности в ДОУ

Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучения, которые вовлекают дошкольников в активную познавательно-исследовательскую деятельность.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования . Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. В период работы над проектом происходит интеграция между различными видами детской деятельности. Тематика и суть проектной деятельности во многом определяется возрастными особенностями детей, их интересами и приоритетными направлениями развития. Участвуя в проектировании, человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяет обстоятельства и самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Объектом проектирования , по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.

Советы воспитателю по работе над проектом:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право

на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Примерный план работы воспитателя

по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого стола);

Выдвижение гипотезы их решения;

Обсуждение методов исследования (статестических, кспериментальных, наблюдений и пр.);

Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Из этого определяются и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, обсуждение возможных источников информации для изучения выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов;

Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

Выдвижение новых проблем.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной

группы

Начальный

Определение проблемы

(темы). Выбор группы

участников

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач

и выбор критериев оценки

результатов. Распределение ролей в команде

Формирование задач,

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение

планов деятельности

Наблюдение. Консультации

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его

оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном

анализе проекта и само-

Защита проекта.

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта

Для внедрения проектного метода и соответствующих перемен коллектив дошкольного учреждения должен быть готов к использованию современных проектов, технологий и методов, т. е. к работе в режиме развития.

Особенностями такого переходного периода являются:

Появление новых условий (запрос социума);

Появление дополнительных ресурсов;

Расширение внешних социальных связей дошкольного учреждения;

Привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с дошкольным учреждением;

Использование теоретической базы для проектирования нововведений.

Результативность:

1. Работа над проектом стимулирует саморазвитие и способствует повышению педагогической компетентности.

2. Развивает интеллектуальные, коммуникативные способности и инициативность.

3. Формирует ответственность, самостоятельность.

4. Реализует творческую активность, эмоциональность.

ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН

Сентябрь

1. Анкетирование педагогов: «Участие в проектной деятельности».

2. Консультация: «Сущность проектного метода, этапы и технология педагогического проектирования».

3. Деловая игра: «Вариативность использования проектного метода»

Октябрь

1. Тестирование педагогов: «Выявление инновационного потенциала и потребностей в обучении педагогического коллектива».

2. Тренинг: «Развитие у педагогов проектных умений».

3. Консультация: «Роль проектирования в работе дошкольного учреждения».

4. Выставка методической литературы.

Ноябрь

1. Советы педагогам по ознакомлению с теоретическими и практическими особенностями составления проекта.

2. Педсовет: «Проектный метод в системе дошкольного образования».

3. Конкурс разработанных проектов.

Декабрь

1. Памятка: «Выделение критериев профессиональной компетентности педагогов».

2. Консультация: «Проектный метод развивающего обучения».

3. Анкетирование родителей с целью определения их заинтересованности в проектном методе»

4. Беседы с педагогами с целью выявления недоработок и определения путей устранения недостатков.

Январь

1. Консультация: «Самооценка состояния профессионально-педагогической компетентности».

2. Памятка: «Проектирование на современном этапе»

3. Оформление информационного стенда: «Проект в перспективе». 4. Открытые смотры мероприятий, по видам деятельности.

Февраль

1. Семинар: «Разработка планирования собственной деятельности».

2. Памятка: «Образ педагога»

Март

1. Консультация: «Актуальность проектов в воспитательно-образовательной работе с детьми».

2. Круглый стол: "Интегративное обучение – «за» и «против».

Апрель

1. Презентация: «Портфолио в педагогической деятельности».

2. Тренинг «Стили педагогического общения»

3. Аналитическая справка: «Эффективность участия педагогов в проектной деятельности»

1. Анкетирование педагогов: «Мои результаты»

3. Оформление стенда «Наши проекты».

проектной деятельности в ДОУ

Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.

Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги реализуют « Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.

Советы воспитателю по работе над проектом

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право

на ошибку и не бояться высказываться.

  1. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
  2. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  3. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  4. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
  5. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Примерный план работы воспитателя

по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оп-

ределенный отрезок времени.

  1. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта — практическая часть.
  2. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Алгоритм разработки проекта

Деятельность проектной

Начальный

Определение проблемы

(темы). Выбор группы

участников

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

Планирование

Анализ проблемы. Опреде-

ление источников инфор-

мации. Постановка задач

и выбор критериев оценки

результатов. Распределе-

ние ролей в команде

Формирование задач,

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение инфор-

мации. Обсуждение аль-

тернатив. Выбор оптималь-

ного варианта. Уточнение

планов деятельности

Наблюдение. Консультации

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его

оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проек-

та, достигнутых результа-

тов (успехов и неудач)

Участие в коллективном

анализе проекта и само-

Защита проекта.

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования. Объясне-

ние полученных результа-

тов, их оценка

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта

Организуя работу над проектами, воспитатель учит детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выяснять, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей детского сада

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изо деятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства;
    − метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.




Loading...Loading...