Виды узлов в коврах ручной работы. Россия и Китай

Что показательно, но в США «подарок» не заметили.

Зато 21 июля появилось интервью премьер-министр Сирии Ваиль аль-Хальки агентству РИА Новости, где он сообщил, что ведет переговоры о вступлении Сирии в Евразийский союз. Премьер также сообщил, что «действия коалиции во главе с США не имеют ничего общего с борьбой с терроризмом». Обвинил США в отказе согласовывать с ним удары по ИГИЛ. По его мнению, ИГИЛ вооружают и снабжают бойцами «известные силы, включая Турцию, сионистов, Иорданию, Катар, Саудовскую Аравию и т.д.», а главным другом сирийского народа он объявил Россию , которая много чего обещает .

СМИ РФ радостно тиражировали новость о приращении России Сирией, которую сами и создали, но опустили слова Ваильи аль-Халька о сионистах в ИГИЛ и другие нелепости. В РФ не ожидали, что премьера понесет как Остапа Бендера. Взаимная противоречивость версий о Сирии, отданной США за Украину, и Сирией, вступающий в «Таежный союз», Кремль не смущает. Это новая тенденция в его пропаганде: побольше разных версий с приклеенным хэппи эндом для РФ. Главная цель шумихи о «сделке»: поднять настроение «русскому миру» и убедить его, что вместо стабильно низких цен на нефть, изгнания РФ с рынка нефти и утратой ею влияния на Иран, Россия . На фоне этих неприятностей и , ватный мир надо срочно чем-то бодрить, и неважно, что Украина с Сирией остаются там, где были и до «сделки».

Ваиль аль-Хальк представляет режим Асада, и около 20% территории Сирии. Если добавить территорию ИГИЛ, то где-то 60% будет. Но есть проблема: Асад формально воюет с ИГИЛ, а РФ формально считает ИГИЛ террористами. Именно формально, так как когда в РФ и у Асада поняли, что повстанцы вот-вот снесут арабский социализм Асада, то для его спасения создали ИГИЛ с вывеской ислама без примесей социализма. План почти удался. Революцию остановили, Асад остался в Дамаске, а ИГИЛ осенью 2014 г. вопреки логике пошел не на Дамаск, а оттуда на занятые Израилем Голанские высоты, а к нефти Мосула, чтобы удалить иракскую нефть с рынка к радости РФ.

Но тут случился повтор Донбасса. ИГИЛ оказался в положении местных и заезжих казаков, а Асад ‒ в роли Плотницкого или Захарченко и выяснились три неприятных для РФ момента.

Первый. «Сирийские казаки» ИГИЛ финансово гораздо более независимы, чем казаки луганско-донские. Угля у ИГИЛ нет, но есть иракская нефть, антиквариат и «окно в мир» через Ливан. В ноябре 2014 г. ИГИЛ пытался было захватить ливанский порт Триполи, но оставил эту затею, видимо, договорившись об «окне» для контрабанды. В США доходы ИГИЛ от торговли нефтью оценивают в 40 млн. долларов в месяц. ИГИЛ не жадный ‒ в начале года отдавал баррель нефти за 10 долларов. Сколько дает антиквариат, ‒ неизвестно, но глядя, как ИГИЛ активно в Ираке и Сирии музеи, ‒ это солидные деньги.

Второй неприятный момент для РФ: с деньгами «сирийские казаки» игнорируют Асада, а у спецслужб РФ в Сирии, в отличие от Донбасса, руки коротки, чтобы их приструнить. Поэтому ИГИЛ время от времени воюет с Асадом за бизнесы и успешней, чем казаки с Плотницким, а спецназ РФ, в отличие от Луганской области, ничего сделать не может.

Есть ли у Ирана мотивы для «склероза»? Почти нет, на что указывает майский анонс первых общих военно-морских учениях на Каспии флотов России и Азербайджана в сентябре 2015 г.

За четверть века ничего такого тут не было. Так как Иран третья страна с военным флотом на озере Каспий, и системно его наращивающая, то учения направлены явно не против 6-го флота США.

Зачем Ирану этот флот? Вероятно, для поисков персидской княжны, брошенной за борт Стенькой Разиной, сходившим за зипунами. Или для мемориальной регаты по местам Персидского похода Петра I . В Иране логично опасаются, что Россия, которая всегда вела исключительно справедливые и освободительные войны, опять вторгнется в Персию. В России тоже опасаются, что в Иране не так плохо с исторической памятью, как кажется, и «русскому миру» могут вернуть его коронный вопрос: «Зачем наших женщин и детей убивал?». Иран не случайно после снятия санкций отказался от закупок в РФ самолетов, а в РФ «забыли» о своем обещании продать ему ракеты С-300, вызвавшем тогда тревогу в мире, ‒ Кремль опасается, что они могут полететь и в сторону Москвы.

Кремль явно теряет в лице Ирана еще одного союзника, а ситуация на Каспии меняется на глазах. Осенью 2014 г. Азербайджан де-факто вступил в НАТО, заключив военный союз с Турцией, и стал активно вооружаться. Не факт, что НАТО вступится за Турцию, если Турция вступится за Азербайджан в случае его столкновения с войсками Армении и РФ в Карабахе, но направление союза очевидно. Кремль соблазнял Баку Евразийским союзом, но Ильхам Алиев ставит условием вступления в него Азербайджана возврат территорий, отторгнутых у него Армений. Так московская политика «разделяй и властвуй» оборачивается против самой Москвы: она взяла на себя роль арбитра по Карабаху, но какой вердикт не вынеси, он ударит по РФ. Рост антироссийских настроений в Армении после инцидента в Гюмри и Тарифного майдана еще больше осложняет положение Кремля: поддерживая Азербайджан, он теряет Армению, и наоборот.

Кремль ищет выход из этой ситуации в консервации конфликта в Карабахе и темы возврата Азербайджану семи отторгнутых районов, а взамен хочет переориентировать Баку на идею воссоединение Азербайджана с так называемым иранским Азербайджаном. Отсюда и анонс военных игр на Каспии. Но затевая эту игру, Кремль рискует запутаться, и затянуть Каспийский узел на своей шее до предела. Население Азербайджана – 9,5 млн. человек, а в Иране по разным подсчетам от 10 до 16 млн. азербайджанцев, и Тегеран тоже может сыграть в политику воссоединения. Сыграть более успешно, так как Тегеран легко докажет: «Огненная земля» Азербайджана была именно сакральным местом для персов-огнепоклонников, и что тюрки-азербайджанцы там появились на тысячу лет позже. Иран выиграет не только конкурс сакральных мест в информвойне, но и другие «конкурсы» тоже.

С мая Баку неожиданно стал демонстрировать поддержку Москве, изображая, что «лег» в курс «флота» Кремля. Было заявлено о закрытии офиса ОБСЕ в Баку, а 16 июля Ильхам Алиев произнес эмоциональную речь в адрес ЕС о «встающем с колен Азербайджане». Для Баку, четверть века смотревшего на ЕС как на рычаг давления на Москву по вопросу Карабаха, такая риторика нехарактерна. Но не стоит спешить с выводами, Италия тоже дружила с Германией и Австро-Венгрией, но в Первую мировую войну вступила на стороне Антанты. Политика на Востоке дело очень тонкое, а Кремль слишком затянул Каспийский узел, чтобы безболезненно для себя его развязать.

12 мая Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из международного соглашения с Ираном о сворачивании ядерной программы в обмен на отмену Тегерану международных санкций. Накануне, 8 мая, президент Дональд Трамп так объяснил это решение: «Фактически это была ужасная однобокая сделка, которую никогда нельзя было заключать. Она не приносила ни спокойствия, ни мира, и никогда не принесет. Поэтому я объявляю, что Соединенные Штаты выйдут из иранской ядерной сделки».

Из неофициальных источников в Сенате США Realist’у стало известно, что пойти на такой шаг Трампа убедил советник по нацбезопасности Джон Болтон — известный« ястреб"-республиканец, всего полтора месяца назад сменивший на этом посту генерала Герберта Макмастера.

В чем суть сделки?

Официально соглашение о «ядерной сделке» с Ираном называется Совместный всеобъемлющий план действий(СВПД). В 2015 году, помимо США, его подписали Германия, Великобритания, Франция, Китай и Россия. После 12 лет напряженных переговоров с Тегераном это соглашение должно было снять проблему создания Ираном ядерного оружия. Тогда Вашингтон пошел на «ядерную сделку» по просьбе Израиля. ООН, ЕС, Китай и Россия поддержали ее, руководствуясь проблемой нераспространения ядерного оружия. 20 июля 2015 года Совбез ООН принял Резолюцию № 2231, одобряющую соглашение. 18 октября 2015 года Резолюция вступила в силу; рассчитана она на 10 лет, за которые СВПД должен быть полностью выполнен.

Согласно соглашению, Тегеран должен свернуть иранскую ядерную программу(ИЯП) под наблюдением МАГАТЭ(Агентство ООН по атомной энергетике). На сегодня Иран оставил себе только 5 060 центрифуг из десятков тысяч, а остальные демонтированы или переданы под контроль МАГАТЭ. Уровень обогащения урана уменьшен до 3,67%, а количество 5% урана сократилось до 300 кг. Остальной вывезен в Россию. Разрушена активная зона реактора на тяжелой воде в городе Эрак, а завод по обогащению урана в городе Фордо преобразуется в технологический центр.

Взамен с Тегерана постепенно снимаются международные санкции Совбеза ООН, ЕС и США, которые блокировали продажу Ирану высокотехнологичной продукции. Для Ирана также на пять лет сохраняются ограничения на торговлю оружием: на экспорт всех видов вооружений и импорт обычных вооружений по семи категориям Регистра ООН. Продать такое вооружение Ирану можно только после получения разрешение Совбеза. Под такой же контроль попадают и поставки Ирану ракетных технологий. Ограничения на импорт продукции ядерного и двойного назначения будет действовать 10 лет. На эти поставки Ирану также необходимо специальное разрешение Совбеза ООН.

Если хоть одна из стран, подписавших« ядерную сделку» с Ираном, заявит, что Тегеран не выполняет ее условия и предоставит Совбезу ООН весомые доказательства этого, тогда Совместная комиссия СВПД возвращает режим санкций в отношении Ирана.

На данный момент Соединенные Штаты только угрожают вернуть санкции против Ирана, но пока ничего для этого не сделали.

МОССАД переиграл Евросоюз

Еще до своего избрания Трамп резко критиковал« ядерную сделку» с Ираном и обещал ее пересмотреть. Во-первых, он возмущался тем, что СВПД не распространяется на иранскую программу усовершенствования баллистических ракет. Но главное — Трамп убежден, что соглашение позволило Ирану усилить свою милитаристскую политику на Ближнем Востоке, что создало небывалое напряжение между Израилем и Ираном. Он считает, что Тегеран после получения доступа к замороженным ранее активам интенсивно финансирует военные столкновения в регионе.

Иран действительно сумел укрепиться в Сирии, куда направил 20 тыс. военных на свои военные базы. При финансовой поддержке Ирана активизировались ливанские террористы из «Хезболлы» и йеменские хуситы на границе с Саудовской Аравией. В Бахрейне иранские боевики провоцируют боевые столкновения с вооруженными силами.

В январе 2018 года Соединенные Штаты, Германия, Великобритания и Франция создали специальную группу для разработки дополнительного соглашения к СВПД. Но не пригласили к этому Китай, Россию и Иран, тоже подписавшихся под« ядерной сделкой».

По американскому законодательству президент должен каждые 90 дней подтвердить приостановку санкций в отношении Ирана. Пытаясь спасти СВПД, президент Франции Эманнуэль Макрон в апреле отправился с трехдневным визитом в Вашингтон, во время которого представил президенту Трампу и Конгрессу проект дополнительного соглашения или же альтернативу СВПД. Макрон предлагал до 2025 года заблокировать иранскую ядерную программу, продлить запрет на любую ядерную активность Тегерана, полностью остановить баллистическую программу Ирана, а также создать условия для достижения политической стабильности на Ближнем Востоке.

Президент Франции убеждал Трампа в том, что выход из старого соглашения при отсутствии нового только подтолкнет Тегеран к созданию ядерного оружия. Такого же мнения придерживаются Великобритания и Германия. Но их всех переиграл Израиль…

В конце апреля премьер-министр Биньямин Нетаньяху продемонстрировал похищенные МОССАДом документы(100 тыс. бумажных и цифровых листов) о военной составляющей ядерной программы Ирана. Этот аргумент перебил все доводы европейских союзников Америки. В мае истекали 90 дней с начала работы над дополнительным соглашением к СВПД, по которому стороны так и не пришли к согласию. И Трамп принял решение о выходе США из соглашения.

Потери ЕС

Следующий шаг Вашингтона — возвращение санкций против Ирана. В первую очередь, они коснутся экспорта иранской нефти, продуктов нефтехимии, природного газа и другой продукции. Значительно ограничиваются операции иранских банков в США. Иностранные государства и компании, сотрудничающие с Ираном в нефтегазовой отрасли, в сфере высоких технологий и машиностроения, а также банки тоже попадают под ограничения. После возврата американских санкций все иностранные компании в течение 3−6 месяцев должны закрыть свой бизнес в Иране. Советник по нацбезопасности президента Трампа Джон Болтон предупредил, что за сотрудничество с Ираном под американские санкции, вероятно, попадут и европейские компании.

Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр уже заявил: "Многие компании в авиационном, фармакологическом, энергетическом и автомобильном секторах инвестировали большие средства в Иран. Некоторые даже заключили контракты. Эти договоренности должны соблюдаться".

Так, французская нефтегазовая компания Total привлекла около $ 5 млрд инвестиций в газовое месторождение Южный Парс. Франко-японский автогигант Renault планировал построить в Иране автозавод мощностью 350 тыс. автомобилей в год.

В свою очередь, министр экономики ФРГ Петер Альтмайер заявил, что у ФРГ нет системы юридической защиты бизнеса от международных или иностранных санкций, поэтому ее срочно нужно разработать в рамках Евросоюза. Правительство Германии также глубоко возмутило требование нового американского посла в Германии к немецким фирмам немедленно покинуть Иран.

После выхода США из СВПД руководство Ирана начало шантажировать ЕС, Россию и Китай, хорошо осознавая, какие экономические потери они понесут.

Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что страны ЕС должны гарантировать выполнение СВПД, и только« тогда« Тегеран примет решение, оставаться в сделке или нет».

Хрупкая оборона Брюсселя

Несмотря на то, что при выходе одной из сторон из СВПД соглашение с Ираном должно быть денонсировано, европейские лидеры решили его сохранить. На саммите« ЕС —Западные Балканы», прошедшего 17 мая в Софии, председатель Европейского совета Дональд Туск заявил: «Пока Иран уважает условия сделки, их будет уважать и ЕС». А президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в ответ на угрозы Болтона наказывать за сотрудничество с Ираном заявил: «Обязанность Евросоюза защищать свой бизнес, поэтому мы будем блокировать экстерриториальный эффект американских санкций, согласно закону от 1996 года». Этот закон был принят для вывода европейских компаний из-под удара вторичных американских санкций за сотрудничество с Кубой, Ираном и Ливией.

В Брюсселе рассматривают три пути преодоления санкций США. Первый — сотрудничать с Ираном через Европейский банк реконструкции и развития. Второй — игнорировать вторичные американские санкции, как это было в 1996 году. Третий, наименее эффективный, — рассчитываться за поставки иранской нефти евро. Иран тоже очень заинтересован сохранить экономические отношения с ЕС — своим третьим по товарообороту торговым партнером после Китая и ОАЭ. Но не все так просто, как говорит Юнкер. Законодательство США позволяет наказывать и те компании, которые в обход американских санкций торгуют с Ираном через третьи страны.

Европейский бизнес, не особо полагаясь на защиту Брюсселя, намерен либо выводить свои активы из Ирана, либо отдельно договариваться с Соединенными Штатами. Так, крупнейшая в мире нефтегазовая французская компания Total заявила, что намерена просить Вашингтон, как и в 1996 году, не подвергать ее санкциям, поскольку 30% ее акционеров — американцы, а 90% ее финансовых операций обслуживают американские банки. Но если США все-таки введут против нее санкции, Total закроет свой бизнес в Иране.

Крупная немецкая фармацевтическая фирма Merсk заявила о сворачивании своей деятельности в Иране. Китайские фирмы пока там работают: после ухода французов и британцев из Ирана они смогут рассчитывать на значительную выгоду.

Россия и Китай

Российское руководство не давало пространных комментариев по поводу выхода Соединенных Штатов из «ядерной сделки» с Ираном, ограничившись официальным заявлением о том, что разочаровано таким решением. Очевидно, Москва намерена договориться с ЕС, Китаем и Ираном о сохранении СВПД. Сворачивать свои проекты в Иране Россия тоже не спешит. «Посмотрим, как рынок будет реагировать. Надо понимать, какие конкретные мероприятия будут. Пока трудно сказать», — заявил и. о. министра экономики Р Ф Александр Новак. Китай занял аналогичную позицию. Но по старой доброй традиции Пекин пока наблюдает с горы за схваткой тигров, не делая резких ни заявлений, ни движений.

Риски для Украины

Для Украины напряжение вокруг Ирана в связи с выходом из «ядерной сделки» США тоже чревато потерями. В 2016 году украинский экспорт в Иран превысил $ 700 млн, а импорт — почти $ 40 млн. Иранские бизнесмены закупали в Украине продукцию сталелитейной промышленности, машиностроения и авиастроения, зерно и продукты питания. Теперь украинский экспорт в Иран существенно сократится. Кроме того, не исключено, что Украине придется отложить и планы по строительству транспортных коридоров, связывающих Азию с Европой.

США пока не объяснили, чем они собираются заменить СВПД. Президент Трамп лишь требует исправить« гибельные изъяны» соглашения и сделать так, чтобы Иран« не смог даже приблизиться к созданию ядерного оружия». «Ковбойский» ход Трампа с разрушением« ядерной сделки» с Ираном, выход из Парижского соглашения по климату, разрыв Транстихоокеанского торгового соглашения с Азией могут подорвать доверие к США. Но, вероятно, для Администрации Трампа сейчас важнее с помощью санкций удержать на скамье штрафников вместе с Ираном, Россию и Китай, Венесуэлу и КНДР.

Предисловие

С приходом к власти Гитлера Германия в области внешней политики поставила своей целью подготовку и развязывание войны за мировое господство. Хотя прямая военная угроза в первую очередь нависла над Советским Союзом и странами Запада, опасности втягивания в войну подвергся и Средней Восток . Ирану – крупнейшему государству этого региона, чья территория по площади превосходила вместе взятые Францию и Британские острова, стали уделять в Берлине серьезное внимание.
Причин тому было несколько. Германия испытывала острейший недостаток в стратегическом сырье и не без оснований рассчитывала использовать Иран в качестве источника его поставок для своей военной промышленности. К тому же установление тесного сотрудничества в экономической области с Ираном позволяло Гитлеру надеяться, что тот станет надежным союзником в будущей войне.
Огромная карта Ирана, висевшая в рейхсканцелярии, будоражила фантазии фюрера. Иран имеет выгодное геополитическое положение, – рассуждал Гитлер, – он не только представляет собой удобный плацдарм для вторжения в Ирак и Британскую Индию, но и граничит с СССР, что создает перспективы использования его территории в качестве базы для организации подрывных действий против советской Средней Азии и Закавказья. «На востоке мы должны распространить наше господство… до Ирана» , – откровенничал германский вождь в кругу своих приближенных .
С тех пор прошло много лет. Но Средний Восток по-прежнему представляет собой горячую точку планеты, где сталкиваются интересы многих государств. Имеет свои интересы в этом регионе и Россия, которая нуждается в укреплении собственных позиций на Среднем Востоке и в первую очередь установлении стабильных отношений с Исламской республикой Иран.
Для России Иран представляет интерес как партнер со значительным экономическим потенциалом. Заинтересованность в расширении сотрудничества отражается в разработке совместных проектов, инвестиционной деятельности и в росте объемов торговли между двумя странами . Иранские лидеры к тому же ведут последовательную борьбу с распространением наркотиков. Иран, так же как и Россия, заинтересован в умиротворении очага конфликта на Кавказе.
Безусловно решение этой важной задачи невозможно без тщательного изучения внешнеполитического опыта других государств, и в первую очередь гитлеровской Германии, сумевшей добиться в Иране серьезных успехов. Следовательно, тщательное исследование места и роли Ирана в политике гитлеровской Германии приобрело не только важное научное, но и политическое значение.

* * *
Ценность любого исторического исследования заключается, прежде всего, в его источниковой базе. Ничто не может так точно и ярко передать атмосферу эпохи, как сам документ. Поэтому, читатель, не удивляйся. Эта книга насыщена ссылками на архивные материалы, при чем цитаты из первоисточников для удобства чтения выделены курсивом. В течение долгих лет автор работал в архивах, и вполне понятно, что неопубликованные архивные материалы стали фундаментом его исследования.
Получить доступ к документам из российских архивов оказалось чрезвычайно трудным делом. Канули в прошлое «благодатные» 1990-е гг., когда читальный зал Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) был переполнен исследователями из разных стран. Автору посчастливилось именно в эти годы собрать в его стенах уникальный исследовательский материал. Начиная с 2001–2002 гг. дела с докладами советских послов в Тегеране перестали выдаваться исследователям на руки. И здесь нельзя не сказать слова глубокой благодарности архивариусам, понявшим ученого и предоставившим возможность работы с документами АВП РФ. В книге использовались доклады, донесения, политические письма и справки, составленные советскими дипломатами в Иране; официальные инструкции сотрудникам посольства СССР в Тегеране; записи их бесед с иранскими чиновниками и с германскими дипломатами; ноты иранского посольства в Москве и советского посольства в Тегеране; обзоры дипломатической почты, полученные Средневосточным отделом МИД из Ирана; обзоры иранской прессы.
Эти документы дали много важных сведений о политико-экономической экспансии гитлеровской Германии в Иран, деятельности немецкой агентуры в этой стране. Они помогли раскрыть причины завоевания немцами прочных позиций в Иране, показать деятельность германских дипломатов. Документы убедительно доказывают, что Гитлер планировал использовать Иран не только как плацдарм для дальнейшего проникновения в Британскую Индию, но и как базу для проведения диверсионных акций против СССР. На основе официальных инструкций советского руководства и донесений послов СССР в Тегеране можно судить о том, как советское правительство реагировало на происходившие в Иране события и противодействовало гитлеровской экспансии.
Подарок судьбы ждал автора в Архиве службы внешней разведки России (АСВРР). Переданные в его распоряжение материалы, собранные в одну зеленую папку, стали вторыми по степени значимости источниками в предлагаемой книге. Дневник главного организатора профашистского подполья в Иране Франца Майера, донесения абверовца Бруно Шульце-Хольтуса, протоколы допроса лидера иранской националистической организации «Хезбе Кабут» («Голубая партия») Хабибуллы Новбахта, отчеты сотрудников советской разведки, некоторые трофейные материалы и другие уникальные архивные документы, имевшие гриф «совершенно секретно» и характеризующие методы и приемы абвера и СД, подтвердили факт существования в Иране мощного профашистского движения. Они предоставили возможность осветить малоизученную проблему сотрудничества советских и английских разведчиков по пресечению деятельности германских спецслужб в этой стране.
Важным источником стали материалы Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО). Получить к ним доступ также было непросто. Строгие правила, существовавшие до недавних пор в архиве, инструкции на пожелтевшей бумаге, датированные еще 1970-е гг., требования представлять сотрудникам архива тетради с выписками настраивали на особый режим работы с этими документами. Но и здесь исследователя ждала удача. Изученные им документы позволили создать яркую картину событий августа 1941 г., когда с целью ликвидации гитлеровской агентуры в Иран были введены советские и английские войска. Отчеты о боевых действиях частей 44-й, 47-й армий Закавказского фронта, 53-й Отдельной среднеазиатской армии, отдельные разведсводки и шифротелеграммы, хранящиеся в фондах этого архива, показывают, насколько сильны были позиции немцев в Иране, повествуют о деятельности в стране профашистской «пятой колонны», демонстрируют, как германские военные советники, обосновавшиеся в иранской армии, пытались организовать сопротивление наступавшим войскам Англии и СССР.
Обширный пласт трофейных документов был обнаружен в Центре хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК) . Фонд 1458 этого архива, содержащий материалы германского Министерства экономики и отличающийся большой фактологической насыщенностью, знакомит нас с нюансами экономической экспансии Германии в Иран.
Сведения об участии Германии в модернизации иранских вооруженных сил, справки, доклады и донесения советских разведчиков о политико-экономической ситуации в Иране, материалы о деятельности германской разведки на Среднем Востоке накануне и в первый период Второй мировой войны содержатся в фондах Российского государственного военного архива (РГВА).
Ценная информация была получена из фондов Архива Министерства внешнеэкономических связей (АМВЭС) и Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Обнаруженные в них материалы предоставили сведения о деятельности немецких фирм и участии немецких специалистов в индустриализации Ирана, проникновении германского капитала в экономику этой страны позволили раскрыть причины успешного развития германо-иранской торговли.
Планы Гитлера закрепиться в Иране, захватить важнейшие коммуникации, получить доступ к стратегическому сырью, занять руководящие должности в правительственных учреждениях раскрываются в материалах Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). В фондах этого архива удалось обнаружить аналитические справки и отчеты сотрудников Коминтерна, посвященные анализу участия Германии в строительстве Трансиранской железной дороги, авиалинии Берлин-Кабул и других грандиозных проектах.
Наряду с названными были проработаны рассекреченные материалы фонда 89-го Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), содержащие сведения о мерах, принятых И. Сталиным против эмигрантских организаций, ведших подрывную работу против советских среднеазиатских республик с территории средневосточных государств.
Материалы о подрывной деятельности германской разведки на советско-иранской границе удалось обнаружить в документальном фонде и позитивном фотофонде Центрального музея федеральной пограничной службы (ЦМФПС). В документальных фондах Центрального музея вооруженных сил (ЦМВС) содержится ценный фактический материал о событиях августа 1941 г.
Кроме архивных материалов автором были изучены многочисленные опубликованные документы. Пристальное внимание было уделено многотомному изданию документов внешней политики Германии, в котором в хронологическом порядке расположены телеграммы, докладные и служебные записки, составленные различными дипломатами Третьего рейха: от министра иностранных дел И. Риббентропа до германского посланника в Тегеране Э. Эттеля. Несомненный интерес вызвали воспоминания германских дипломатов и разведчиков, служивших проводниками иранской политики фюрера. Отдельные сведения были получены из германских газет кануна и периода Второй мировой войны, а также из иранских газет. Переводы отдельных материалов из «Эттелаат», «Иран», «Кушеш», «Сетаре», «Эгдам» и других иранских изданий удалось обнаружить в российских архивах.
Автор отдает должное предшественникам, исследовавшим политику Гитлера в Иране. Один только перечень книг, прочитанных нами с этой целью, составил бы целую главу, что, пожалуй, было бы очень поучительно, но вряд ли занимательно для наших читателей. Поэтому мы просто поблагодарим всех ученых, труды которых были использованы в ходе работы над книгой. А речь идет об историках Германии, Ирана, Англии, США и других стран. Без анализа достижений российской и зарубежной историографии не могло быть и речи о каком-либо объективном историческом исследовании.
Как любой писатель, автор этой книги не является непогрешимым. Не исключено, что уже в ближайшие годы появятся новые документы, которые позволят иначе взглянуть на описываемые здесь события. Возможно, мы узнаем имена новых героев тайной войны в Иране. Но уже сейчас перед нами стоит непростая задача – продолжив поиск истины, взвешенно, без мифотворчества описать политику Гитлера в отношении Ирана и раскрыть мотивы сотрудничества иранских националистов с гитлеровской Германией. Как удалось решить эту задачу – судить читателям.

Loading...Loading...