Здания разных стилей. Краткая характеристика основных архитектурных стилей

Внешний вид зданий существенно изменился за многие века благодаря техническому прогрессу, потребностям общества и меняющейся моде. Вот признаки, по которым можно научиться различать основные виды архитектурных стилей .

Архитектурные стили - новое и старое

Внешний вид здания не всегда надежный показатель его возраста: архитектурные стили имеют обыкновение возрождаться. Представляет интерес идентификация стилей, которые оказали влияние на архитектуру зданий более позднего времени. Так, в архитектуре Белого дома в Вашингтоне видны заимствования из эпохи классицизма, а здания Парламента в Лондоне - олицетворение готических фантазий.

Античность и Возрождение - архитектурные стили

Характерной особенностью архитектуры Древней Греции и Рима было использование системы ордеров, наиболее узнаваемых по стилю колонн (см. рисунок ниже). В эпоху Возрождения архитектура, как и все искусства, обратилась к принципам Древней Греции и Рима. Возродился интерес к классическим пропорциям, и снова вошли в практику пять ордеров. Античные идеи воплотились в новых, основанных на более совершенных технологиях элементах, таких, как высокий купол (не известный древним грекам). Архитекторы, в частности Андреа Палладио (1508-1580), заимствовали идею античного храма с колоннами для оформления фасадов зданий. Обе эти идеи были использованы Кристофером Реном (1632-1723) при возведении собора Святого Петра в Лондоне.

Наиболее ярко особенности средневековой архитектуры проявляются в оформлении окон. Например, если у собора маленькие, округлые вверху окна, пробитые в толстых стенах, - в продолжение традиций римской , - значит, он выстроен в романском стиле. Такие окна - первая попытка впустить больше света в массивные здания, не нарушая их конструктивной целостности.

Романский стиль плавно переходит в готику. В ранней готике окна имеют стрельчатую форму, напоминающую нос корабля. Позднее эта конструкция была усовершенствована: увеличились размеры окон, их украсила ажурная резьба, подобная изысканному кружеву, сплетенному из камня и стекла. Ту же воздушную хрупкость можно найти и в других элементах зданий в стиле зрелой готики: высокие крыши и изящные контрфорсы, подобные выпирающим ребрам, будто от здания остался только один каркас.

Готический стиль вновь стал популярен в XVIII-XIX веках, его влияние особенно прослеживается в архитектуре общественных зданий, в частности музеев и церквей. Этот так называемый неоготический стиль возник в Великобритании, а затем распространился по всему миру.

Барокко и рококо

Простые классические линии эпохи Возрождения постепенно уступили место более напыщенному и декоративному стилю барокко, а кульминацией его развития стал фривольный и легкомысленный стиль рококо. Первые здания в стиле барокко были сооружены по заказу католической церкви в конце XVI века в Италии. В этом стиле строились церковные и светские здания, включая королевский дворец Версаль под Парижем и царский Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Великолепным образцом позднего барокко служит протестантский храм Фрауэнкирхе в Дрездене, Германия (фото ниже). Он был построен в 1726 году, разрушен в результате бомбежек в 1945 году, а восстановлен и вновь открыт в 2005 году.


Модерн (ар-нуво)

Этот стиль зародился в архитектуре на рубеже XIX-XX веков. Наиболее примечательной чертой является увлечение стилизованными растительными формами как снаружи, так и внутри зданий: кованые железные балконы в виде запутанных стеблей плюща, волнообразные лестницы и балюстрады, изгибающиеся, подобно корням или ветвям с листьями, стены с изгибами, как будто выросшие из земли, а не выстроенные по строгим чертежам. Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) украсил подобными зданиями Барселону, среди них неоконченный собор «Саграда фамилия».

Ар-деко

Стиль ар-деко возник в начале 20-х годов XX века. Его отличительные черты - функциональные обтекаемые механические формы и строго геометрические узоры (вспомните Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке). Для архитектуры ар-деко характерно использование откровенно индустриальных материалов, таких, как сверкающий хром, гладкая блестящая эмаль и обширные стеклянные поверхности.

Краткая характеристика основных архитектурных стилей

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции).
Принято выделять архитектурные стили глобального значения:
· Доисторическая архитектура
· Античная архитектура. VIII в. до н. э. - V в. н. э.
· Романский стиль. X - XII вв.
· Готика. XII - XV вв.
· Возрождение. Нач. XV - нач. XVII в.
· Барокко. Кон. XVI века - кон. XVIII в.
· Рококо. Нач. XVIII - кон. XVIII в.
· Классицизм, в т.ч. палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII - XIX в.
· Эклектика. 1830-е - 1890-е гг.
· Модерн. 1890-е - 1910-е гг.
· Модернизм. Нач. 1900-х - 1980-е гг.
· Конструктивизм. 1920-е - нач. 1930-х гг.
· Постмодернизм. С сер. XX в.
· Хай-тек. С кон. 1970-х гг.
· Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.
На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет, все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля. Относя здание к определённому архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо.Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по нашему мнению, признак. Ясно, что такая классификация всегда будет приблизительной и неточной.
Античный (Греческий) стиль - это архитектура древнего Рима и Греции. Этот стиль появился на землях Эгейского моря так издавна, что числился прародителем и даже некоторым образом для таких направлений, как Классицизм, Неоклассицизм, Ренессанс. Потому что римляне были учениками греков, они и античный стиль приняли сразу, дополнив его своими элементами (купол, арочно-ордерная ячейка).
Романский стиль. X- XII века (в некоторых странах XIII век) (с элементами римско-античной культуры). Средневековое западноевропейское искусство времени полного господства феодально-религиозной идеологии. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах, выражавшими пугающее могущество божеств. Для романской эпохи характерны благородство и строгая красота.
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика). Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога».
Возрождение (Ренессанс). (фр. Renaissance), период в культурном и идейном развитии стран Западной. и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI века, в других странах конец XV –XVI века), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественность, ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Баро́кко (итал. barocco - «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Разнообразны национальные варианты барокко (например, «московское», «нарышкинское» барокко в России).
Украинское или казацкое барокко - распространённая в Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках вариация стиля барокко, для которой свойственно сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры.
Рококо (франц. Rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII века. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - архитектурный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII - начала XIX вв. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Ампи́р (от фр. empire - «империя») - стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями. Стиль ампир является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами. Для архитектуры Ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия. Создателем стиля петербургского Ампира считается «русский итальянец» К.Росси. Другим видным архитектором этого же стиля был В.Стасов.

Эклектизм (эклектика) (от греческого eklektikos – выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение.
Архитектура модерна - архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е-1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались. В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство.
Конструктивизм, направление в современном искусстве 1920-х годов, выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Конструктивизм стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций (архитектурные проекты братьев А.А., В.А. и Л.А. Весниных, М.Я.Гинзбурга, И.И. Леонидова).
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность.
Деконструктивизм - направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том или ином виде по всему миру.

Стиль. Что это такое? Часто упоминается о стиле жизни, стиле в музыке, стиле общения. Что же подразумевает под собой понятие архитектурный стиль ? Изначально обратимся к определению. Стиль - совокупность художественных форм, отличающихся устойчивостью. Стиль является производной своей эпохи. Для каждой эпохи характерен свой стиль.

Стиль способен объединить разнообразные предметы: здания, картины, посуду и даже одежду. Именно стилем определяется их мотивы, очертания, цвета и формы. Если сказать иначе, то стиль определяет сущность предметов. Стилю отводится важная роль, однако индивидуальность дому придает больше архитектор. И, конечно же, не без участия его владельцев. Если сложно определиться со стилем, то грамотный архитектор способен предоставить реализацию идеи в любом исполнении.

Но изначально необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с популярными стилями архитектуры , используемыми человечеством. Обратимся к тем из них, которые оказали существенное влияние на архитектуру современности, а также применяются и по нынешний день.

Образование стилей архитектуры

В основе возникновения стилей архитектуры находится стремление к прекрасному. В формировании того или иного стиля не последнюю роль играли следующие факторы: государственное устройство и мышление, религия, национальные особенности, окружающая среда и природа. Но определяющее значение отводилось все же техническим возможностям человечества. Разработка новых технологий способствовала возникновению предпосылок для создания нового стиля архитектуры (менялся внешний вид зданий, храмов и домов частного характера).


При этом новый стиль полностью не отрицал предшествующий, вбирая в себя отдельные его признаки, но при этом создавая новые формы и очертания. Только во время новейшей истории появилось много архитектурных стилей , которые полностью отрицают предшествующее тысячелетнее художественное наследие, старые методы и правила архитектуры.

Античность

Одни лишь греки смогли сыграть определяющую роль в формировании стилей архитектуры очередных эпох. Именно их наследие прошло века, подвергнувшись существенной эволюции. Порой о данном стиле забывали, отказывались, но каждый раз опять возвращались к нему. В чем же кроется причина привлекательности искусства Греции, в частности и античной архитектуры ? Это благородство и изящество форм, четкость и продуманность каждой детали, величие и уравновешенность в совокупности с простотой конструкций.


Именно греками была разработана стройная теория архитектуры. На практике был реализован никогда ими не нарушаемый закон симметрии, который впоследствии стал непоколебимой основой классицизма в Европе. Даже Рим после покорения Афин оказался завоеванный греческой культурой. Хотя с области архитектуры римляне лишь подражают грекам, не стремясь к бездушному копированию. Художественная тонкость греков сопоставима с практичным строительством римлян, размах и колоссальные масштабы архитектуры которых свидетельствовали о мощи всей империи в целом, являлись своеобразным ее символом.


Даже национальные особенности покоренных народов не смогли препятствовать насаждению Римом своей культуры. Построенное за годы существования империи стало примером для подражания. С падением Рима завершилась эпоха античности. Хотя к античному искусству вернулись через многие века во времена эпохи Возрождения с той целью, чтобы навеки войти в историю и в практику человечества. Присутствие коринфского, ионического и дорического стилей ощущается на многих зданиях как в Европе, так и во всем мире. Если античность и классицизм вам по душе, то стоит обязательно оформить свой дом в подобном виде.

Архитектурные стили. Готика

Итак, средневековье. Многие отождествляют данный отрезок времени с чем-то страшным и мрачным. Но именно тогда зародился готический стиль в архитектуре . Готика (с позиции нынешнего искусствоведения) - единственный европейский стиль со специфической системой форм, подразумевающий новый подход к объемной композиции и организации пространства. Здесь (по сравнению с искусством Возрождения) полностью отсутствует какое-либо подражание чему-либо.


Готика явилась воплощением религиозного искусства (христианским как по тематике, так и по духу), где особое место отводилось соборам - образцам совокупности архитектуры, витражей (живописи), скульптуры и музыки. Именно динамичное и вертикальное устремление их сводов и башен, ряды столбов символизировали движение ввысь, усиливаемое остроконечными стрельчатыми арками.


Изнутри прекрасно смотрелось многоцветное сияние витражей, за счет чего создавалась особая, наполненная тайнами и одновременно радостью атмосфера. Все в совокупности эмоционально воздействовало на человека, призывая его стремиться к прекрасному, к высшему.

Барокко

Внешняя эффектность и выразительность - вот главные особенности, которые заметно выделяли стиль барокко более столетия (конец 16 - середина 18 веков). Величие, пышность, парадность, роскошь и декоративность служили также прекрасным дополнением барокко, поражая воображение людей.


Из архитектуры барокко практически полностью исключаются прямые линии горизонтальной направленности. На смену им приходят плавные и изогнутые очертания. Создается впечатление, что здания будто бы вылиты из сплошного огромного камня (более вылепленные, чем построенные). Углубления плавно переходят в выступы, создавая одну сплошную и весьма пластичную массу. Усиление эффекта достигается благодаря большому количеству декоративных элементов, отличающихся большой изобретательностью и выдумкой.


Все обладает динамичностью и живописностью, сливаясь с окружающим пространством. Наглядными примерами выступают многие старинные дворцы-музеи. Сейчас к стилю барокко практически никто не обращается. Однако желание подражать аристократии былых времен, размеренная жизнь прекрасно сплотит с барокко, сделав дом диковинным, способным поразить не только посетителей, но и прохожих.

Классицизм

Со временем вычурность и пышность барокко стало чуждо человечеству. Захотелось чего-то более простого и сдержанного. Наступил период классицизма. Развитие промышленности и науки, сильные империи - все устремилось к порядку, строгости, уравновешенности и чувству меры.


Архитектуре классицизма характерна рациональная геометрия объемных форм, разумная логика планировки. На вооружение берется наследие архитектуры античности с ее законами (особенно важным становится закон симметрии). Хотя наблюдается больше цитирование, а не слепое копирование античности.

Классицизм трансформируется в академическое искусство, которое предъявляет определенные требования как к архитектору, так и к заказчику. Конечным этапом существования данного стиля стал ампир с его тяжеловесными и громоздкими формами.

Ампир

Преобладание наблюдается в архитектуре начала 19 века (первые 30 лет). Это крайний этап эволюции европейского классицизма. Влияние духа империализма заставило перейти от изящной простоты форм к монументальной выразительности.


Архитектурный стиль ампир также держит ориентир на античное искусство, но только на некоторые черты, которые подчеркивали имперскую мощь. Массивные портики, монумент, военные эмблемы (лавровые венки, воинские доспехи, орлы и прочее), использующиеся для оформления интерьеров и фасадов, - вот главные составные части ампира. Под влияние ампира попала не только архитектура. Данному стилю соответствуют росписи стен и потолков, мебель, посуда и прочие элементы интерьера.

Романтизм

В начале 19 века начинает свое развитие и романтизм - своеобразное отрицание ампира с его грандиозностью и тоталитарностью. Данный стиль объединяет пастушескую идиллию, седую старину и пряную экзотику.


Можно отметить сходство романтизма с популярным в настоящее время стилем «кантри» (восхваление народного быта, плетеная мебель, искусственные сундуки и иная старина). Хотя большее отражение романтизма наблюдается в создании особых садово-парковых ансамблей. Происходит плавный переход от природы к спроектированным паркам с их искусственными водопадами, водоемами и гротами. На первое место выступает творческая свобода и разнообразие форм.

Модерн

Во второй половине 19 века архитектура отходит от общепринятых правил и норм, от жестких принципов академизма. Этому способствовало появление в обществе значительного количества обеспеченных людей, которые никак не связывали себя с аристократами, выражая своими архитектурными задумками своеобразный протест последним.


Появился новый принцип проектирования строений (изнутри наружу), которого придерживалась вся архитектура 20 века. Именно критерий пользы (рациональная функциональность) является основополагающим. Удобство, соответствие увлечениям, работе, образу жизни - вот что становится главным в доме.


Стиль модерн в архитектуре на ранней стадии отрицал практически все классические принципы возведения зданий. Наблюдалось полное исключение прямых углов и линий с переходом к более естественному и плавному движению изогнутых линий. Подобное решение наделяло прочные и массивные предметы воздушной легкостью и хрупкостью. Мастерами данного стиля были реанимированы и нашли повсеместное применение многие уже почти забытые виды декорирования (мозаика, фреска, скульптура, витражи, керамика).

Функционализм

Возникновение этого датируется началом 20-х годов прошлого столетия. Основное правило - вся эстетика искусства должна полностью идти на пользу человека. Подобное требование распространялось (как и в модерне) на весь мир предметов (мебель, одежда, книжная графика и прочее). Наблюдалось полное отрицание всяческого творческого наследия прошлых веков, а положение архитектуры сравнивалось со смертельным заболеванием. Но при этом преследовались лишь благородные цели - улучшить города и жизнь людей за счет внедрения достижений науки.

Главные черты архитектурного стиля функционализм - демократизм, снижение материальных затрат, стремление к созданию большей жилой площади без увеличения расходов. Человек (но не какая-либо конкретная личность, а социальное и биологическое существо) выдвигается в центр проектирования. Функции строений - результат общественных и физиологических потребностей человека.


Функционализм предельно упрощает формы, отказывается от декорирования и стремится свести обработку поверхностей к минимуму. Сдержанность просматривается и в появлении новых цветовых решений в архитектуре. То есть минимизации подвергается все, что окружает человека. Тем самым разрабатывается собственная единообразная художественная форма, которая всегда не только предлагается, но даже навязывается. Функционалисты попали в ту же самую ловушку, выход из которой так желали найти изначально.

Брутализм

Брутализм зародился на просторах Англии в 50-х годах 20 века. Особенностью является желание обнажить конструкции, используемые при построении здания, максимально выделить умышленно простые и грубые архитектурные массы.


Хай-тек

Стиль хай-тек в архитектуре вляется стилем высоких технологий, своеобразной противоположностью брутализма (стилизация низких технологий). Хай-тек же утончен, изыскан и аккуратен. Это обилие стекла в совокупности с конструкциями из металла (наиболее приветствуется алюминий). Архитектурная композиция подразумевает даже присутствие элементов инженерного оборудования зданий, куда входят различные трубопроводы, воздуховоды, вентиляционные шахты и прочее.

Постмодернизм

Особенность архитектурной среды в настоящий момент заключается в плюрализме мнений и идей (нет приоритетных направлений, никакая концепция не является истинной), что и поддерживало движение постмодернизма. Суть его следующая: стремление к художественному абсолюту ведет к созданию в обществе тоталитарных структур, а у человека провоцирует воссоздание тоталитарного сознания, вот почему не может успешно применяться.


Именно постмодернизм возрождает пропорциональность, перспективу, симметрию, задействует элементы большого количества стилей, взяв за основу методы высокой эклектики. Свободное обращение наблюдается и почти со всеми видами декора. При этом копирование напрочь исключается. Стили объединяются, проникают друг в друга, создавая неповторимые и удивительные здания.

Для архитектуры постмодернизма прошлого века характерно появление многих иных движений и направлений: структурализм, историзм, интернациональный стиль и прочее. Но не все оказали влияние на облик домов частного характера, так как заказчик зачастую не готов к столь авангардным идеям. Вот почему современная архитектура зачастую оказывается элитарной. Не спасает данное положение даже ее чудесная простота. Но в любом случае последнее слово только за заказчиком. Выбор не обязательно должен заключаться в копировании: цитирование только приветствуется, позволяя раскрыть собственное «я».

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции).

Принято выделять архитектурные стили глобального значения:

· Доисторическая архитектура

· Античная архитектура. VIII в. до н. э. - V в. н. э.

· Романский стиль. X - XII вв.

· Готика. XII - XV вв.

· Возрождение. Нач. XV - нач. XVII в.

· Барокко. Кон. XVI века - кон. XVIII в.

· Рококо. Нач. XVIII - кон. XVIII в.

· Классицизм, в т.ч. палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII - XIX в.

· Эклектика. 1830-е - 1890-е гг.

· Модерн. 1890-е - 1910-е гг.

· Модернизм. Нач. 1900-х - 1980-е гг.

· Конструктивизм. 1920-е - нач. 1930-х гг.

· Постмодернизм. С сер. XX в.

· Хай-тек. С кон. 1970-х гг.

· Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.

На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет, все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля.

Античный (Греческий) стиль - это архитектура древнего Рима и Греции. Этот стиль появился на землях Эгейского моря так издавна, что числился прародителем и даже некоторым образом для таких направлений, как Классицизм, Неоклассицизм, Ренессанс. Потому что римляне были учениками греков, они и античный стиль приняли сразу, дополнив его своими элементами (купол, арочно-ордерная ячейка).

Романский стиль. X- XII века (в некоторых странах XIII век) (с элементами римско-античной культуры). Средневековое западноевропейское искусство времени полного господства феодально-религиозной идеологии. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах, выражавшими пугающее могущество божеств. Для романской эпохи характерны благородство и строгая красота.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей . В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика

Возрождение (Ренессанс). (фр. Renaissance ), период в культурном и идейном развитии стран Западной. и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI века, в других странах конец XV –XVI века), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественность, ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Баро́кко (итал. barocco - «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо (франц. Rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII века. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.

Классицизм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - архитектурный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII - начала XIX вв. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Ампи́р (от фр. empire - «империя») - стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями. Стиль ампир является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами. Для архитектуры Ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.

Эклектизм (эклектика) (от греческого eklektikos – выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение.

Архитектура модерна - архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е-1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались. В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство.

Конструктивизм, направление в современном искусстве 1920-х годов, выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Конструктивизм стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций (архитектурные проекты братьев А.А., В.А. и Л.А. Весниных, М.Я.Гинзбурга, И.И. Леонидова).

Хай-тек (англ . hi-tech, от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность.

Деконструктивизм - направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том или ином виде по всему миру.



Loading...Loading...